Главная Рус Eng

    Компании

Менторы для стартапов: как искать и строить выгодные отношения

14 октября 2020

Кто такие менторы?

«Они помогли сформировать ясное видение будущего развития нашего продукта». Таким был один из отзывов работы стартапа с менторами, который команда GoTech Innovation получила по результатам прошедшего летом этого года туристического акселератора Kaspersky Exploring Russia. И это лишь небольшая часть того, что менторы могут дать стартапам.

О том, кто такие менторы, сказано уже очень много, поэтому остановимся на небольшом, но важном наборе характеристик. Менторы помогают стартапу определить направление действий, выработать альтернативные решения проблем, заполнить пробелы в знаниях, расширить сеть контактов. Как правило, они были на месте фаундера стартапа, но сейчас уже выступают в другом качестве. У них есть опыт в той индустрии, где работает стартап, экспертиза в конкретной области ведения бизнеса, которая поможет расти молодой компании, и в целом желание помогать развиваться - профессионально и лично.

Ментор - не учитель по жизни, это лишь советник, который не принимает решения за вас. Он позволяет учиться на своих ошибках, совершенных ранее, и пробовать избегать их.

Какие вопросы следует задать себе прежде, чем искать ментора?

Обязательно составьте перечень вопросов о своих ожиданиях в работе с ментором. Ответы на них помогут не разочароваться в дальнейшем сотрудничестве. Вот некоторые из них:

  • Сколько времени вы готовы проводить с ментором в течение недели или месяца, как часто вы готовы с ним выходить на связь дистанционно, сообщать о своих результатах, насколько оперативно вы хотите, чтобы он отвечал?
  • Посмотрите, где сейчас находится ваша компания. Какие цели вы перед ней ставите и на каком этапе для достижения этих целей вам нужен ментор?
  • Что вы хотите достичь по результатам сотрудничества с ментором, какие ваши ожидания?
  • И, вообще, зачем вам нужен ментор?
  • Если вы не можете ответить себе на эти и другие вопросы, то ментор вам особо не поможет. Если вы ответили на них, то идем дальше.

 

Где найти ментора?

 

Здесь нет какого-то секретного или уникального решения. Все методы и пути давно известны. Перечислим их: мероприятия, социальные сети, профессиональные ассоциации, акселераторы, бизнес-инкубаторы, программы по развитию предпринимательства, сети выпускников вузов или компаний, в которых вы работали.

 

У нас есть опыт работы в качестве менторов на конференциях и в программах бизнес-акселераторов. На мероприятиях для стартапов часто бывают так называемые менторские сессии. Это возможность за 15-20 минут презентовать себя ментору. Как правило, стартапы в этих случаях совершают основную ошибку: больше половины времени формулируют, чем они занимаются. При правильной подготовке на это должна уходить минута. Далее после длинного монолога фаундеры ждут, что ментор что-то начнет говорить в ответ. А должно быть по-другому - вы задаете вопросы: с чем вы пришли к ментору, какая ваша мотивация, что хотите от него получить?

 

В бизнес-акселераторах работа обычно нацелена на улучшение презентаций проектов - их упаковку и определение правильных формулировок о продукте. Обычно здесь есть менторы с предпринимательским и инвестиционным опытом и трекеры. Первые могут дать новые контакты, а вторы больше контролируют планы выполнения программы. Так было в финско-российском акселераторе LevelUp, которые мы вели с российской стороны. В нем участвовали стартапы, которые хотели с помощью менторов найти выходы на рынок Финляндии и попробовать привлечь инвестиции.

 

В общем, чем с большим количеством людей вы общаетесь, тем больше шансов найти того, кто будет готов стать вашим ментором. Не стесняйтесь и выходите сами на контакт. Ждать, что ментор вас сам заметит, не стоит. Инициатива должна исходить от того, кому нужны новые знания и поддержка. Но помните: не просите сразу напрямую о менторстве. Лучше провести несколько встреч, чтобы понять, интересно ли вам обоим развивать дальнейшие отношения.

 

Ментор - это обязательно успешный предприниматель?

 

С одной стороны, в поиске ментора можно нацелиться на успешных бизнесменов. Выбрать лидеров, известных предпринимателей, которые достигли того, чего вы сами хотите добиться. Или тех, кем восхищаетесь. Не надо бояться идти с ними на контакт. В любом случае вы получите какую-то обратную связь, или даже полезные контакты. Как привлечь внимание такого человека? Просто спросите у него совет по решению какой-то проблемы в своем бизнесе. Если вдруг вам удалось его зацепить, то помните, что успешные бизнесмены очень занятые люди, и они будут помогать только в решении конкретных задач.

 

С другой стороны, некоторые стартапы советуют не искать ментора, которого вы идеализируете, так как от него будет сложно получить качественную обратную связь. Хороший ментор, по их мнению, не обязательно должен быть успешным предпринимателем. Это тот человек, который вам нравится, он вам по душе. С ним приятно проводить время. Вы знаете и чувствуете, что именно он вам подходит.

 

При поиске ментора необходимо постепенно сужать круг потенциальных кандидатов, изучая их историю деятельности и результаты, которых они добились. Полезно прочитать материалы в их блоге или соцсетях, послушать выступления.

 

Должен ли ментор быть из вашей области деятельности?

 

Лучше искать тех, кто за пределами вашей отрасли или экспертизы. В этом случае менторы будут крайне критичны к вашему продукту и одновременно очень полезны. Не забывайте, что принципы бизнеса во многом универсальны. Главное найти тех, кто поможет в конкретном направлении - формировании бизнес-стратегии, наборе персонала или искусстве публичных выступлений. Надо понимать, каким навыкам вы хотите научиться.

 

Кроме того, ментор может вас познакомить со специалистами из других сфер, в которых вы нуждаетесь для развития своего продукта. У него не обязательно должны быть ответы на все вопросы. Хороший ментор - тот, кто может вовлечь в ваш проект других экспертов.

 

Так получилось с проектами нашей компании GoTech Innovation - конкурсом GoTech и системой скаутинга стартапов. В начале пути нашими менторами выступили эксперты из венчурной индустрии: управляющий партнер фонда Runa Capital Дмитрий Чихачев и сооснователь the Untitled Ventures Константин Синюшин. Мы с ними часто спорили, но всегда это было полезно. Они нам дали новый опыт, позволили избежать ошибок, расширили сеть контактов и показали успешные примеры, к которым следует стремиться.

 

Важен ли для ментора опыт работы в стартапе?

 

Скорее, да. Человек из корпорации будет больше сосредоточен на управленческих задачах. Наоборот, ментор, прошедший путь в стартапе, уже больше приспособлен к решению разноплановых задач при построении бизнеса. Он знает, что такое хаос и неопределенность.

 

Ментор - целевая аудитория вашего бизнеса?

 

Действительно, так может произойти. Он может дать обратную связь по поводу бизнес-идеи, что ему в ней нравится, как бы он хотел, чтобы она продавалась, сколько он готовы был заплатить за продукт и т.д. Ваше решение ментор может протестировать внутри своей организации на предмет правильной концепции.

 

Ментор - это тот, кто говорит, как делать, или кто задает вопросы?

 

Вам не нужны менторы, которые дадут сразу рыбу вместо того, чтобы научить ее ловить. Этот путь, как показывает практика, непреднамеренно, но приведет стартап к провалу.

 

Ментор, задающий вопросы, наоборот, учит стартап подвергать сомнению свои шаги и искать доказательную базу для них. Правильные ответы придут из качественного анализа и сбора материала.

 

Эти два подхода очень помогают при выборе ментора. В момент знакомства устройте ему проверку: посмотрите, кто будет говорить, как именно надо поступать, а кто - учить думать. Например, при встрече с потенциальным ментором можно задать ему вопрос о своем стартапе - попросить высказать мнение о какой-то проблеме, которую вы сейчас решаете. Правильный ментор спросит: что ты сделал для того, чтобы ответить себе на этот вопрос? А если ментор начнет рассказывать про свой многолетний опыт в этой отрасли и на его основе давать вам свое мнение, то лучше как можно быстрее от него сбежать.

 

Вам нужен ментор, который не приукрашивает какие-то вещи, кто готов говорить правду. И не выбирайте того, кто всегда говорит «да». За ошибки, совершенные по советам ментора, всегда отвечает стартап.

 

Быть полезными друг другу

 

Необходимо быть тем, с кем ментору интересно работать. Сотрудничество не должно носить односторонний характер. Следует помнить, что не только ментор помогает вам, но и даже вы помогаете ментору узнать что-то новое о его специализации в бизнесе, каким бы успешным предпринимателем он при этом не был. Ищите того, с кем будете чувствовать себя уверенно при построении бизнеса. Заряжайте его своей энергией! Покажите свою страсть!

 

Подробнее на GoTech Innovation.

 


RSS Подписка RSS Подписка
Комментировать
Ваше имя
Ваш комментарий
Защита от спама, пожалуйста введите отображаемые символы
This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)