Все европейские столицы развиваются в направлении
устойчивого роста пешеходных общественных пространств в исторических центрах.
Не секрет, что в большинстве крупных городов старой Европы
не только доля, но и
качество пешеходных пространств и улиц в центре - несопоставимо выше, чем сегодня в
Москве.
Развитие туризма - лучшего из возможных бизнесов для городов
и муниципалитетов - совершенно немыслимо без качественного пешеходного центра,
этот очевидный факт не оспаривает никто.
Но, прежде всего, общественные пространства в исторических
частях городов необходимы не приезжим, а самим горожанам, в нашем случае -
москвичам!
Можно ли вывести из центра массу автомобилей, пока там, в
пределах исторического контура
Камер-Коллежского
вала, остается множество разнообразных контор федерального, ведомственного
и городского уровня - офисов, где заседают бесчисленные автомобилизированные
чиновники, не мыслящие себя в общественном транспорте?
Наверное, нет...
Но мысль о том, что и в нынешней ситуации
с нашим центром всё-таки надо что-то делать,
похоже, укрепилась в сознании властей города.
Так, крупная пешеходная зона появилась в Москве в самом
конце прошлого года. Она включает, кроме Столешникова переулка, Тверскую
площадь и примыкающий участок Тверского проезда до одноимённой улицы, ось
«Камергерский переулок - Кузнецкий мост», а также отрезок Рождественки до
Пушечной улицы.
Там, среди прочего необходимого благоустройства, выполнено
дорогостоящее гранитное мощение.
В минувшем августе в Москве открылись две новых пешеходных
зоны:
- по всей длине Никольской, одной из самыx древниx улиц в
городе;
- на Большой Дмитровке - здесь появилась, правда, лишь
«полу-пешеходная» зона. Количество полос, оставленных для движения
автомобильного транспорта на улице, теперь сокращено до двух, а в начале улицы
- до одной, и практически полностью запрещена парковка. Эта зона слилась с
первой из выше названных, пересекая Столешники и ось «Камергерский - Кузнецкий
Мост».
Кроме того, завершены работы по благоустройству Пушкинского
и Новопушкинского скверов, а также тротуаров рядом со Страстным бульваром. Тем
самым завершились реконструкция и благоустройство Бульварного кольца.
Близки к завершению и
работы по созданию так называемой «пешеходной зоны вдоль Садового кольца», в
рамках этого проекта должны быть благоустроены все скверы, прилегающие к
Садовому кольцу.
Завершаются капиталоёмкие работы на Крымской набережной. На
очереди - территория от улицы Новокузнецкой до Болотной площади.
Появится и линейный пеший маршрут, который пройдет от
площади Гагарина через Нескучный сад и парк Горького до самого Киевского
вокзала, дважды пересекая по пешеходным мостам Москву-реку. Он станет самым
длинным в городе.
Будут приведены в порядок Моховая улица и площадь у станции
метро "Библиотека имени Ленина".
Большая пешеходная зона появится в Замоскворечье, её маршрут
пройдет от станции метро "Новокузнецкая" по Пятницкой улице, Климентовскому
переулку, Ордынскому тупику, Лаврушинскому переулку, Кадашевской набережной до
Болотной набережной.
На маршруте - Государственная Третьяковская галерея, другие
музеи и библиотеки. Движение автотранспорта прекратится на Климентовском
переулке и Болотной площади, Ордынском тупике, Лаврушинском переулке, а также на
Большом и Малом Толмачевских переулках.
Общая длина маршрута здесь составит 1930 метров. Работы
должны быть завершены уже осенью текущего года.
Кроме общегородских зон в центре, в ближайших планах
московского правительства - обустроить локальные пешеходные зоны в каждом
округе. По планам, их будет 30, и общая протяжённость их составит 26,5 км.
4 сентября, например, такая
пешеходная зона открылась на западе, на улице Кунцевская.
Неделей ранее - другая, по Старобитцевской улице в районе
Северное Бутово.
17 августа «голландский» прогулочный бульвар открылся в
районе Новокосино.
В отличие от общегородских, такие периферийные пешеходные
пространства, на наш взгляд, должны быть менее ориентированы на иногородних
туристов, и более - на местных жителей. В частности, там обязательно должны
присутствовать детские и спортивные городки, а также площадки для выгула собак.
Всего в Москве до конца текущего года, по планам, откроются более
50 километров различных пешеходных зон, в том числе в центральной части города -
22 км, а остальные 30 км - на периферии. Об этом сообщил 15 августа на
пресс-конференции заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр
Бирюков.
Недавно, 13 сентября, вновь избранный Мэр Москвы Сергей
Собянин утвердил
перечень
пешеходных зон общегородского значения: в него вошли пока 11 действующих маршрутов
в центральной части города.
Москомархитектуре и столичному Департаменту культуры
поручено до конца января 2014 года представить
концепции их формирования и развития, а также требования к их внешнему
облику. К этому же времени должна быть подготовлена схема функционального
использования пешеходных зон общегородского значения.
Итак, что же, кроме запрета движения транспорта,
делает городское пространство пешеходным и
общественным?
Прежде всего, конечно, благоустройство - мощение и водосток,
подпорные стенки и лестницы, малые формы - скамейки, урны, уличные фонари,
ландшафтные работы и озеленение.
Фонтаны и скульптура - на сладкое. Муниципальная служба
эксплуатации должна обеспечивать уборку и содержание территории.
Храмы, театры, музеи, концертные залы - обычные соседи пешеходных общественных пространств.
Рестораны и кафе, разнообразные магазины, объекты досуга и
сервиса в таких местах расцветают сами, владельцы зданий и арендаторы, как
правило, обеспечивают качественный фасадный ремонт и вечернюю подсветку
фасадов.
Город при этом должен лишь контролировать соблюдение
принятого архитектурного стиля, в том числе - в дизайне вывесок и реклам.
А вот о чём, кроме общей архитектурной концепции, должны ЕЩЁ
позаботиться
именно сами городские
власти?
Ответ простой: «
скамейки,
туалеты, указатели».
Как в относительно старых, таких, как улица Арбат, так и в
новых, недавно открытых пешеходных зонах Москвы,
скамейки присутствуют, но их явно недостаточно.
А вот
туалетов -
капитальных, общественных, чистых и ухоженных, бесплатных -
нет вообще.
Пластмассовые «мыльницы», без сомнения, не могут
рассматриваться иначе, чем временное решение наболевшей и безмерно надоевшей
всем - и жителям, и туристам - проблемы
российских городов. Примером робкой попытки найти решение проблемы может
служить, пожалуй, лишь пара «цивилизованных» уличных туалетов на периферии
Тверской площади.
Практически
нет и
указателей, а также крупных настенных карт и схем - а они необходимы,
причём - как минимум, двуязычные, на русском и английском языке.
Именно об этом, на наш взгляд, нельзя забывать при
«выработке концепции формирования и развития пешеходных зон», которую
Москомархитектура и столичный Департамент культуры должны завершить до конца
января 2014 года
Для справки:
Перечень действующих пешеходных
зон общегородского значения города Москвы. Ул. Арбат - от Гоголевского бульв. до
Смоленской-Сенной пл. Камергерский пер. - от ул. Тверской до ул.
Б. Дмитровка Ул. Кузнецкий Мост - от ул. Б. Дмитровка до
ул. Петровка, от ул. Петровка до ул. Неглинная, от ул. Неглинная до ул.
Рождественка Ул. Никольская - от Кремлевского пр. до
Лубянской пл. Ул. Новый Арбат - от Никитского бульв. до
Новинского бульв. - в части тротуаров Ул. Петровка - нечетная сторона от д. 11 до
д. 5 Ул. Рождественка - от ул. Кузнецкий Мост до
ул. Пушечная Столешников пер. - от д. 6, корп. 2 по
Столешникову пер. до ул. Б. Дмитровка, от ул. Б. Дмитровка до ул. Петровка Тверской пр. - от Тверской площади до ул.
Б. Дмитровка Пешеходная зона гостиницы «Москва» - пл.
Революции и территория, ограниченная по внешнему периметру ул. Охотный Ряд,
Театральным пр., Кремлевским пр. Лаврушинский пер. - от Кадашевской наб. до
Б. Толмачевского пер. Пешеходные зоны
местного значения, включая строящиеся: в САО - 4 зоны: - на Дубнинской улице, - в скверах у
кинотеатра "Рассвет" - на 2-й Песчаной
улице, - от улицы Куусинена
до улицы Гризодубовой, в парке Березовая Роща. в СВАО - 3 зоны: - от Енисейской улицы
до Староватутинского проезда, - на Костромской
улице, - на Дмитровском шоссе в ВАО - 3 зоны: - на Измайловском
проспекте, - на бульваре в 4-м
микрорайоне Кожухово, - на Новокосинской
улице. В ЮВАО - 4 зоны: - на Жулебинском
бульваре, - в сквере на
Краснокурсантском бульваре, - в проезде между 2-м
и 3-м кварталами Капотни, - от проектируемого
проезда № 6394 до ул. 1-я Вольская. в ЮАО - 3 зоны: - на Чонгарском
бульваре, - от станции метро
"Чертановская" до проектируемого проезда 5464, - в сквере от
Каширского шоссе до улицы Москворечье. В ЮЗАО - 4 зоны: - от станции метро
"Академическая" до "Профсоюзной", - от Ленинского
проспекта до улицы Академика Власова, - на улице Гарибальди, - Черноморском
бульваре. в ЗАО - 3 зоны: - от Кунцевского
бульвара до Кунцевской улицы, - сквере на улице
Кременчугской, - на улицах Крылатская
и Крылатские холмы. в СЗАО - 3 зоны: - на Новокуркинском
шоссе, - в Новохорошевском
проезде, - вдоль Деривационного
канала от д. 25/1 по улице Малая Набережная до д. 13 по улице Вишневая. в ЗелАО - 3 зоны: - между дворовыми
территориями корп. 1614-1616 и корп. 1623-1629, - на аллее Лесные
пруды, - от площади Юности до
торгового центра № 1.
RSS Подписка
Комментарии
Александр Закускин |
28 октября 2013 13:38 |
Экологическая ситуация Москвы оставляет желать лучшего. А центр столицы, где происходит наибольшее скопление транспорта, страдает особенно. Оградить проезжую часть при помощи клумб с цветами или деревьями было бы идеальным вариантом. |
Анастасия |
24 октября 2013 17:58 |
По-моему, это прекрасная идея! Появление пешеходных улиц просто вынуждает людей вылезать из машин и гулять. Да и у туристов появляется возможность рассматривать город через больший угол обзора. Откроются новые веранды, на которых летом можно будет посидеть с друзьями и пообщаться. А то раньше в Камергерском яблоку упасть негде было! С открытием новых улиц будет и выбор, и простор! |