" - Насколько возможна качественная и органичная точечная
застройка?
- Не поверите, но я не знаю расшифровки термина "точечная застройка".
Это наше изобретение от непонимания ситуации. Как только где-то
появляется одиночный объект, его сразу объявляют точечной застройкой вне
зависимости от того, уместен он или нет. Но по этой логике вся
застройка в Европе, на которую мы постоянно ссылаемся, точечная, потому
что вокруг ничего не строится. При этом особых протестов там это не
вызывает. Я - за разъяснение людям понятных, здоровых правил. Если в
чистом поле начинается большое строительство, это не значит, что
результат будет хорошим, потому что застройка может оказаться
сверхплотной или не отвечать необходимым функциям. При этом и появление
одиночного объекта не всегда означает, что он безнадежно испортит
ландшафт." (Сергей Кузнецов, главный архитектор г. Москвы, в интервью газете "Известия" 15 марта 2013 г.) Почему "точка" "точке" рознь? Дискомфорт, ухудшение условий жизни для жителей близлежащих домов
создаёт не сама по себе принадлежность застройки к категории "точечной",
а возможное нарушение норм обеспеченности и соотношений, предписанных
действующими правилами и Генеральным планом.
"Точка" плоха и неприемлема, когда в проект закладывается желание
недобросовестного застройщика построить лишь сами квартиры, и сэкономить
на инфраструктуре и благоустройстве, создав дополнительную, усиленную
сверх нормы, нагрузку на существующие объекты, которыми уже пользуются
жители домов вокруг места будущей стройки.
А тем более - когда объект точечной застройки планируют расположить
на месте действующего обустроенного паркинга, детской или спортивной
площадки!
Но бывают и совсем другие ситуации - скажем, сложившийся еще в
прошлом веке жилой квартал обеспечен детскими учреждениями и спортивными
площадками, внутриквартальными проездами по нормам, неподалеку имеется
гаражный комплекс, где в продаже остается немало машиномест... И здесь
же, прямо внутри жилого района - давно заброшенная стройплощадка -
недострой, или захламленный участок из-под не существующего уже нежилого
объекта, или пустырь, заросший кустарником и сорной растительностью, с
открытыми люками давно не действующих сетей...
Так не бывает? Трудно поверить, но такое всё ещё бывает кое-где даже в
Москве. А тем более - в городах Подмосковья и других регионов.
Приятно ли для местных жителей соседство с такими "нежилыми"
площадками, открытыми или огражденными полуразрушенным забором? Давайте
попробуем вспомнить - а где обычно собираются для "общения" нетрезвые
компании, молодежные, и не очень? Какие локации чаще всего фигурируют в
хронике происшествий, как места несчастных случаев с детьми, и не
только? Где именно полиция и волонтеры в первую очередь ищут пропавших -
в том числе и потому, что обычно эти места не контролируются ни
участковыми, ни патрульными машинами?
Жилой район должен быть жилым! И обычно при создании Генерального
плана и других документов территориального планирования архитекторы и
муниципальные власти принимают решение, с которым трудно спорить - в
планах на будущее они стирают такие "мёртвые пятна" в ткани жилых
кварталов, относя их территорию к функциональной зоне жилой застройки!
Но значит ли это, что эти площадки в будущем обрекаются на застройку жильём, и только жильём? Конечно, нет!
Простые истины При определении параметров будущей стройки местные власти обязаны
заложить (а застройщик - принять!) правильные соотношения между жилыми
метрами, количеством машиномест в паркинге и на открытых стоянках, сетью
проездов, объектами благоустройства, торгово-сервисными объектами
шаговой доступности. Только такая застройка имеет право называться
жилой.
Если в районе недостаточно мест в существующих школах и детских
садах, по установленным нормам, то властям и застройщику придется
договариваться. Заманчивая перспектива - попробовать решить проблему за
счет застройщика, хотя бы частично. Надо помнить, тем не менее, что
требования построить, скажем, детский сад такого размера, чтобы он мог
принять не только новую, но и часть "старой" нагрузки, могут сделать
весь проект экономически "не сходящимся". Однако понятно, что дети
жителей нового комплекса не должны перегружать существующие садики, и
если они перегружены - застройщик обязан включить в проект собственный
садик, или оплатить местным властям строительство нужного количества
мест в новом строящемся муниципальном садике где-то поблизости.
Надо учесть и другой важный фактор - способность улично-дорожной сети
и общественного транспорта справиться с дополнительной нагрузкой,
которую создаст население новых домов. Если в Генеральном плане заложено
увеличение пропускной способности улиц, необходимо согласовать по
времени ввод жилья и реализацию планов транспортного строительства.
А если сформулировать ещё проще - надо всем - и властям, и
застройщику, да и жителям - привыкать жить по закону. В качестве
которого в данном случае выступает Генеральный план, а также правила
застройки и землепользования, и местные нормы градостроительного
проектирования.
Жить по закону, а не по "понятиям".
Могут ли местные жители выиграть от нового проекта застройки? Публичные слушания по проекту застройки - хороший повод для местных
жителей "нагрузить" застройщика обязательствами по решению тех или иных
проблем своего квартала, до которых у местных властей "не доходят руки",
или хронически не хватает бюджетных средств.
Речь может идти, например, о ремонте существующих местных проездов и
пешеходных дорожек, открытых парковок, о качественной реконструкции
детских и спортивных площадок внутри квартала, обустройстве зон отдыха
со скамейками, о ландшафтном благоустройстве и дополнительном
озеленении.
Да, это будет стоить денег, но конфликт интересов застройщика и
местных жителей вовсе не так глубок, как принято представлять. Напротив,
здесь дают себя знать и общие интересы. Для застройщика
благоустроенность и опрятность окружающей его объект территории - один
из важных факторов, увеличивающих рыночную стоимость площадей, которые
он строит.
В сбалансированном жилом комплексе, скорее всего, будут
присутствовать торговые и сервисные объекты, которые создадут новые
возможности для жителей существующих домов поблизости. Построенные по
нормам новые паркинг, площадки и проезды примут на себя нагрузку от
парковки автомашин жителей комплекса - ведь ставить любимую машину под
чужими, а не своими, окнами никому не интересно.
Качественный новый жилой комплекс по соседству, обеспеченный
собственной инфраструктурой и превосходящий по классу близлежащие
домовладения, поднимает рыночный статус всего микрорайона - а
следовательно, и стоимость (капитализацию) квартир в соседних домах.
Так уже давно происходит при строительстве жилья во всех
цивилизованных странах. Давайте надеяться, что и мы навсегда
утверждаемся на этом пути.
Михаил Артамонов,
ведущий рубрики "Аналитика" агентства недвижимости Арсенал Холдинг.
03 апреля 2013
RSS Подписка
Комментарии
МИЦ |
22 апреля 2013 13:27 |
До недавних пор точечная застройка в Москве была запрещена.
Но не так давно политика властей коренным образом поменялась. Так, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что такая застройка является нормальным этапом развития города, а комплексная застройка в условиях крупного города возможна лишь в редких случаях. |
Сергей |
15 апреля 2013 15:37 |
Заметьте, понятие "точечная застройка" не определено ни в Градостроительном кодексе РФ, ни в Градостроительном кодексе города Москвы. |