Выступление
президента «Меркурий клуба», академика РАН Примакова Евгения Максимовича на заседании
Меркурий клуба «Проблемы участия России в ВТО», ЦМТ Москва, зал «Ладога», 11
октября 2012 г.
Уважаемые коллеги, друзья, ни для кого не секрет, что
сегодняшнее обсуждение на заседании «Меркурий-клуба» весьма актуальное.
Вступление России в ВТО - событие первостепенной важности, и широкое обсуждение
в обществе этого события вполне закономерно. В этой связи возникает ряд
вопросов. Первый - была ли реальная альтернатива вступления России в ВТО? Дело
в том, что как раз такой альтернативы нет, она не существует. Перевод нашей
экономики на рыночные рельсы обусловила ее открытие. Экономика России стала
частью мировой экономики. Возвращение к изоляционизму невозможно. В то же самое
время страны мира, в том числе и Россия, показывают рост внешней торговли,
обгоняющий рост ВВП. Это общая тенденция и она не может быть развернутой
вспять. Следовательно, Россия не может абстрагироваться от существования или
игнорировать Всемирную торговую организацию, через страны-члены которой
проходит около 95% мировой торговли, и которая определяет правила поведения на
мировых рынках.
Второй вопрос - можно ли было подождать со вступлением в
ВТО, отнести его на более поздний срок? Напомню, что переговоры о вступлении
России в эту организацию шли 18 лет, и шаг за шагом удалось снять сопротивление
со стороны целого ряда стран, занимавших негативную, а подчас и враждебную
позицию в отношении нашей страны. В условиях консенсусного приема в ВТО, то
есть необходимого для этого согласия всех членов организации, а их до
вступления России было 155, сейчас - 156, пришлось маневрировать, проводить
долгие и серьезные переговоры, осуществлять политические демарши. Когда этот
путь уже пройден, можно ли было искусственно затормозить вступление России в
ВТО? - а это предполагало бы необходимость начинать всю политическую компанию
сначала. Конечно, нельзя идти на такие издержки и на такие риски.
Третий вопрос - многого ли Россия добилась во время
18-летнего переговорного марафона о вступлении в ВТО? Сравним некоторые
первоначальные требования, предъявляемые России, с той схемой, на которую
согласились наши партнеры по переговорам. Первоначально России предлагали
обеспечить доступ иностранных компаний к добыче природных ресурсов и
транспортировке нефти и газа по трубопроводам. В конечном итоге была достигнута
договоренность, что регулирование доступа к ресурсам и их освоению будет далее
определяться, как и сейчас, российским правительством и законодательной
российской властью. В начале переговорного процесса от России требовали полного
открытия рынка банковских и страховых услуг. По итогам переговоров Россия
добилась установления квоты на участие иностранного капитала в банковской и
страховой системах страны. Ряд членов ВТО настаивали на обнулении импортных
пошлин на ввоз самолетов и автомобилей. Россия взяла обязательства не на
обнуление, а на снижение пошлин, но в течение семи лет.
Следует добавить, что обязательства Российской Федерации в
области сельского хозяйства значительно лучше стандартных, принимаемых другими
странами, присоединяющимися к ВТО. Известно также, что Россия входит в десятку
наиболее дискриминируемых государств, в отношении которых применяются защитные
меры в целях ограничения доступа экспортируемых ими товаров. В отношении
российских товаров действовало около ста таких вот ограничительных мер.
Ратификация России, соглашение по ВТО означает автоматическую отмену некоторых
ограничительных мер по российскому экспорту. Среди них: сталь, алкогольная
продукция, спутниковые услуги, страхование. На следующем этапе будут сняты еще
92 ограничительные меры.
Четвертый вопрос - не сократятся ли возможности
экономического роста России, и особенно развитие внешней торговли, после
вступления в ВТО, с учетом того, что уровень производства не позволяет нам
свободно конкурировать с иностранными производителями? Приведу конкретный
пример Китая, который уже 11 лет состоит членом ВТО. После 2001 года, когда
Китай вступил в эту организацию, его ВВП вырос в четыре раза, внешняя торговля
- в семь раз. После вступления в ВТО из Китая за рубеж пошли большие объемы
инвестиций, а в Китай объем прямых инвестиций увеличился в два с лишним раза.
За 11 лет вступления Китая в ВТО страна превратилась в одну из самых мощных
экономик мира. По объему внешней торговли Китай занял второе место в мире. В то
же время следует отметить (я хочу обратить на это внимание), что более чем 3000
китайских законов и нормативных актов были приняты во время членства Китая в
ВТО, а средний уровень таможенных тарифов снизился с 15,3% до 9,80%.
Следующий вопрос - запрещает ли ВТО протекционизм для стран,
вступивших в эту организацию? Практика показывает, что речь идет не о запрете
протекционизма как такового, а об ограничении его методов и адаптации этих
методов к правилам ВТО. Конечно, все это будет сделать труднее. Для этого нужно
приложить больше ума. Все это так, однако, нельзя пройти мимо того, что
присоединение к ВТО способствует увеличению импорта и углублению конкуренции на
отечественном рынке. Некоторые наши производители будут поначалу в нелегком
положении.
Для отдельных предприятий и отраслей ситуация может
оказаться достаточно сложной. В тяжелом положении могут оказаться некоторые
регионы, где пострадают системообразующие для города или района предприятия.
Все это требует от предпринимателей необходимости приспосабливаться к новым
условиям. Для нашего бизнеса сужается возможность (хочу это подчеркнуть)
лоббирования в органах власти решений по усилению различных форм
государственной поддержки. Сейчас это главная форма, к которой прибегает наш
бизнес. Но в таких условиях наш бизнес должен сделать упор на рост
производительности труда, снижение издержек, повышение конкурентоспособности
товаров и услуг. Как показывает российская практика, в настоящее время это
происходит в минимальных размерах.
Вместе с тем, без продуманной, целеустремленной государственной
промышленной и аграрной политики с учетом норм ВТО не обойтись. Я еще раз хочу
подчеркнуть - без государственной промышленной и аграрной политики с учетом
норм ВТО. Необходимо, прежде всего, провести исследования, как в полной мере
использовать выделенный при нашем вступлении в ВТО срок для адаптации, а также
научиться маневрировать, уже находясь в ВТО, в этой организации, как это делают
многие страны - участницы ВТО. Нужно прямо сказать, что успех адаптации
российской экономики к принятым правилам ВТО, масштабы и эффективность
маневрирования в рамках этих правил для защиты отечественного производителя
непосредственно зависит от государственных финансовых возможностей.
Еще контрастнее, чем раньше, обозначаются две проблемы.
Первая - следует ли считать, как считают многие в правительстве, что в качестве
первостепенной задачи является безотложное покрытие дефицита бюджета?
И вторая проблема - какую часть тех значительных средств,
которую Россия получает от экспорта нефти, нужно направлять в иностранные ценные бумаги? Конечно, необходимо, в конце
концов, сделать бюджет профицитным, но разве не ясно, что многие страны успешно
развиваются с куда большим дефицитом бюджета, чем мы? Естественно, следует быть
готовым к возможной второй волне кризиса, но разве не понятно, что солидная
часть средств, получаемых от экспорта нефти, могла бы быть направлена не в
резервный фонд, а в расходную часть федерального бюджета? По словам министра
финансов за 3 года: 2013, 2014 и 2015, Минфин намерен отчислять в резервный
фонд все доходы, получаемые при цене нефти свыше 91 американского доллара за
баррель. В сумме эти доходы составят 1 триллион 753 миллиарда рублей, в сумме
за 3 года. Представляете, если бы солидная часть этих средств была бы
использована на государственные инвестиции? Минфин считает, что Резервный фонд
должен составлять 7% ВВП. Минэкономразвития считает, что Резервный фонд должен
составлять 5% от ВВП.
Хотелось бы вообще получить не гадание на гуще, а
опирающиеся на необходимые в таком случае исследования той суммы, которая
должна быть на всякий случай накоплена. А пока что это «с потолка» берутся
цифры. Раньше решение этих проблем замыкалось на необходимости еще большего
увеличения финансирования здравоохранения, образования, науки, увеличения
пенсии, вложения государства в развитие социальной сферы и безопасности. Теперь
к этому прибавляется и тот факт (хочу это тоже подчеркнуть), что после
вступления в ВТО наступает новый период для нашей экономики. Ожидаемые после
присоединения к ВТО усиления конкуренции нужно использовать для ускорения
структурной перестройки российской экономики.
Особое внимание необходимо уделить поддержке моногородам,
которые могут быть наиболее уязвимыми. Кстати, такая поддержка
предусматривается правилами ВТО в отношении депрессивных регионов. В целом наше
вступление в ВТО - это не окончание, а начало процесса.
RSS Подписка
Комментарии
Сергей |
29 октября 2012 22:52 |
Поддерживать и развивать отечественные отрасли необходимо было ДО вступления в ВТО , а не после. Российская экономика (это неоднократно подчеркивал Сергей Миронов, Справедливая Россия) к ВТО не готова, поэтому членство в этой организации обернется проблемами. |
Владимир |
25 октября 2012 14:53 |
Да, это кнут, принуждающий к конкурентоспособному развитию. Мы уже это проходили в период индустриализации. Взятый ныне крен на разрушение стратегически опасен, а значит перспективы не имеет. |