Главная Рус Eng

    Компании
Переоборудование микроавтобусов газель master-bus.ru.

Нельзя пренебрегать качеством и эффективностью проектов

25 марта 2011

Президент Медведев поручил подготовить все необходимые документы по созданию российского Фонда прямых инвестиций, целевой объем которого будет до 10 млрд долларов, не позднее 1 июня 2011 г. Эти средства должны будут работать на развитие реальных секторов отечественной экономики и направляться на инвестиции внутри страны. ФИМИП попросил прокомментировать идею создания Фонда известного экономиста, Председателя Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ, Председателя экспертного совета «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна.

Антон Викторович Данилов-Данильян родился в 1966 году в Москве. В 1988 году окончил экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. Кандидат экономических наук.
С 1991 по 1994 год работал в группе экспертов по экономике при Президенте РФ. В 1994 году стал референтом помощника Президента РФ по экономике А.Я.Лившица. В 1996 году перешел на работу в Аппарат Правительства РФ. С 1997 по 2004 год возглавлял Экономическое управление Президента РФ, входил в Национальный банковский совет, в советы директоров ряда крупных компаний с государственным участием. В настоящее время является главным аналитиком ОАО ОПК «Оборонпром», председателем советом директоров ОАО «Родэкс Груп» и ОАО «Силан», председателем Комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка России. Преподает в Государственном университете «Высшая школа экономики», входит в состав попечительского совета МГУ имени М.В.Ломоносова. Женат. Имеет дочь. Увлечения – классическая музыка, рыбалка, собирание грибов.

Прежде всего, надо сказать, что попытки такие были и в прошлые годы. Например, существовала корпорация ГОСИНКОР (Государственная инвестиционная корпорация), которую возглавлял Ю.В.Петров – самый первый руководитель администрации Президента Российской Федерации, еще при Б.Н.Ельцине. Эта корпорация не всегда была достаточно эффективной с точки зрения привлечения инвестиций в Российскую Федерацию, хотя и наделена была огромными материальными  и административными ресурсами, чтобы выполнять соответствующие функции. Будем надеяться, что за прошедшее после ликвидации этой корпорации время, осовременились подходы государства к организации функционирования подобных структур, изменились, стали более профессиональными  люди, приглашаемые на работу в подобную структуру, изменился режим контроля за деятельностью подобных организаций со стороны государства. Другими словами, будем надеяться, что эта попытка будет успешной.

Мы уже сейчас видим примеры существования крупных инвестопроводящих организаций, принадлежащих государству. К таковым можно отнести  и наши крупные государственные корпорации. Они накапливают необходимый опыт, его уже можно использовать, не повторяя ошибок. Поэтому можно надеяться, что это начинание, действительно, будет положительным.  Хотя есть и очень много рисков.

Например, риски, связанные с тем, что фонд будет достаточно крупным, во всяком случае, если судить по тому проекту, который нам анонсировали. Даже растянутое наполнение его в течение нескольких лет со стороны Российской Федерации и со стороны иностранных инвесторов может оказаться на деле слишком быстрым. И появление каждый год по два новых миллиарда может оказаться избыточным – они вполне  могут быть просто не востребованными.

Конечно, желая освоить средства, соответствующие управляющие лица фонда могут  пренебречь качеством и эффективностью проектов, которые будут рассматриваться. Это весьма существенный риск. Кроме того, есть и противоположная опасность, когда в угоду  максимально высокому качеству проработки проектов и минимизации возможности потерь в будущем, требования к проектам будут настолько жестко сформулированы, настолько забюрократизированы будут все процедуры, что этот фонд не сможет работать по своему предназначению. У нас были примеры реализации обоих рисков. И когда деньги оказывались невостребованными и, в спешке,  в попытке их выбрать, иногда совершались существенные ошибки. Также многие полезные и окупаемые проекты, наоборот, отметались из-за высочайшей жесткости требований. Тут, на самом деле, необходимо найти золотую середину. 

В
принципе, и «Деловая Россия», и Торгово-промышленная палата, я думаю, и другие объединения бизнеса могли бы поучаствовать в работе соответствующих экспертных органов этого фонда. Мы хорошо знаем российскую экономику, мы знаем узкие звенья в длинных технологических межотраслевых цепочках. Мы знаем барьеры, иногда не известные тем финансистам, которые принимают решения о выделении или не выделении средств, просто потому, что они не являются отраслевыми специалистами. Современный практикующий бизнес знает о предмете практически все. И мало того, что он может стать соинвестором, но и его экспертное мнение может быть весьма востребованным. Только не надо бояться привлекать для проведения соответствующих работ предпринимателей, объединенных в организации, лоббирующие в России интересы бизнеса, например, экспертов ТПП и «Деловой России».

Кстати, деятельность и ТПП, и «Деловой России»  хорошо известна Министерству экономического развития, от чьего имени и была заявлена инициатива по созданию фонда, и в чьем ведении, видимо, и будет находиться деятельность этого фонда. Мы, как по линии ТПП, так и по линии «Деловой России», очень плотно  взаимодействуем и с министром - госпожой Набиуллиной, и с ее заместителями - Воскресенским, Клепачем, Фомичевым и другими. Это все очень хорошо известные нам люди, а мы очень хорошо известны им. Мы готовы работать с Министерством по созданию и развитию фонда.

Записал Владимир Назаров,
специально для ФИМИП
 

 


RSS Подписка RSS Подписка


Обсуждение завершено