Главная Рус Eng

    Компании

Чтобы стать привлекательными для инвесторов, многое можно сделать прямо сейчас

31 января 2011

ФИМИП продолжает дискуссию о путях улучшения инвестиционного климата в стране, развернувшуюся после публикации исследования консалтинговой компании Maplecroft, которая назвала Россию "одной из самых рискованных стран в мире для инвестиций частного бизнеса". Более того, мы вошли в Топ-10 политически опасных стран для инвесторов.
О мерах по выходу из инвестиционного кризиса размышляет известный экономист, Председатель Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ, Председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Антон Викторович Данилов-Данильян родился в 1966 году в Москве. В 1988 году окончил экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. Кандидат экономических наук.
С 1991 по 1994 год работал в группе экспертов по экономике при Президенте РФ. В 1994 году стал референтом помощника Президента РФ по экономике А.Я.Лившица. В 1996 году перешел на работу в Аппарат Правительства РФ. С 1997 по 2004 год возглавлял Экономическое управление Президента РФ, входил в Национальный банковский совет, в советы директоров ряда крупных компаний с государственным участием. В настоящее время является главным аналитиком ОАО ОПК «Оборонпром», председателем советом директоров ОАО «Родэкс Груп» и ОАО «Силан», председателем Комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка России. Преподает в Государственном университете «Высшая школа экономики», входит в состав попечительского совета МГУ имени М.В.Ломоносова. Женат. Имеет дочь. Увлечения - классическая музыка, рыбалка, собирание грибов.

Почему мы оказались в таком незавидном положении? Прежде всего, из-за налоговых инициатив, которые проведены в течение последних полутора лет. Ведь в  самом начале кризиса Россия выглядела очень неплохо.  Когда же значительно повысили социальные взносы (даже с учетом снижения налога на прибыль), нашу страну отбросило сильно назад, и тем самым было перечеркнуто все, что составляло когда-то российское преимущество для инвесторов: очень низкая и плоская шкала подоходного налога, сравнительно низкие социальный налог, налог на имущество и землю и т.д.

В то же время, остаются хорошо известными, и никак не устраняются наши неприятные стороны: и огромное время для оформления документов на строительство, и манера проведения в России налоговых и иных проверок, и квалификация персонала с точки зрения владения им навыком работы с современным оборудованием. К этим негативным оценкам нашего инвестиционного климата стоит добавить  и уголовные процессы против некоторых наших предпринимателей.  Вот, все это в сумме дает такой неутешительный эффект: Россия проваливается все дальше и дальше вниз в инвестиционных рейтингах.

Что нужно делать для выхода из этого положения?  На мой взгляд, чтобы стать привлекательной для инвесторов страной, многое можно быстро сделать прямо сейчас. Но есть еще решения среднесрочные, а есть и долгосрочные.

Быстрые вещи связаны в первую очередь с  тем, что России не хватает довольно простых решений, которые хоть как-то стали бы положительно выделять ее среди других стран.  Например, надо ввести гарантию неухудшения налогового бремени и иных режимов регулирования на срок окупаемости инвестиционного проекта. Во многих странах такая штука есть, называется она «дедушкина оговорка», а у нас ее нет, хотя это очень просто и даже элементарно вводится.  Соответствующий законопроект подавался в Государственную Думу, никто против не возражал, даже фракция «Единая Россия» поддерживала эту идею, но под давлением Минфина все пошли на попятную. 

Есть ряд вещей, которые необходимо реализовывать с точки зрения совершенствования конкурентной среды, с  точки зрения антимонопольного законодательства. В первую очередь - это различные автоматические процедуры принятия решений. То есть, когда не чиновник принимает решение о выделении каких-то ресурсов, квот, гарантий и т.д., а компьютер на основании заранее определенного и однотипного набора документов. Такого рода практика распространена за рубежом. Если предприятие или проект  соответствует какому-то набору критериев,  то заявитель быстро заполняет форму и автоматически получает право на что-то, например, на субсидирование процентной ставки. 

Следующий момент связан с упрощением иммиграционного законодательства. Явно необходимо снимать требования по получению разрешений на работу.  Для специалистов различного уровня, причем отнюдь не только высококлассных. У нас, в общем-то, даже несмотря на кризис,  безработица очень маленькая.  И она очень привязана к локальной ситуации в отдельных регионах. При этом у нас низкая мобильность населения. Что это означает? Что подход к решению проблемы безработицы должен быть индивидуальным от региона к региону. В отдельных регионах - дефицит рабочей силы - и тут вообще не нужны никакие ограничения, а в других ее резкий переизбыток, и тут ограничения для иностранных рабочих вполне допустимы. То есть в иммиграционном законодательстве нужна, совершенно очевидно, явная децентрализация.

Мы неоднократно говорили о необходимости государственно-частного партнерства в тех сферах, где это целесообразно. Государство предлагает инженерные сети, иную инфраструктуру, которой могут воспользоваться различные коммерческие предприятия. И тем самым они создают как налоговую базу, так и новые рабочие места. Но в последнее время выясняется, что огромное количество соответствующих проектов - даже инфраструктурных - могут быть реализованы силами бизнеса. Это окупаемые инвестиционные проекты. И совсем необязательно вкладывать туда огромные государственные деньги, повышая налоги и портя предпринимательский климат.

В этой связи, все глубже и глубже погружаясь в эту проблему, такие организации как «Деловая Россия», ТПП пришли к философии, скажем так, налогового маневра. То есть у нас есть абсолютная убежденность, что  многие государственные расходы неэффективны. И вместо того, чтобы приходить из бюджета, инвестиции могли бы приходить из частных источников или из других доходов государства, которые не выбираются в полной мере. В результате, можно было бы без потерь для федерального бюджета снизить налоговую нагрузку на заработную плату и соответственно резко уменьшить совокупный объем социальных платежей.

Такого рода предложения нами неоднократно подавались, они не встречают сопротивления ни со стороны Президента, ни со стороны Премьер-министра, ни даже в Минфине, но, в тоже время, никаких подвижек нет, неизвестно почему. Это краткосрочные меры, которые можно было бы легко и быстро реализовать при наличии соответствующей политической воли, и, тем самым, восстановить определенные налоговые плюсы для России по сравнению со многими другими странами.

Есть ряд долгосрочных мер. В основном, они сводятся к образовательным процессам, к подготовке специалистов. Например,  мы, к своему ужасу, обнаружили, что у нас не готовят специалистов по предпроектным работам, то есть тех, кто за сравнительно маленькую плату для различных предпринимателей могут готовить бизнес-планы, проводить маркетинговые исследования.  Такого рода работа, конечно же, помогла бы бизнесу запускать все новые и новые проекты, что является важным признаком улучшения инвестиционного климата.

Следующий момент связан с коррупцией. Для того, чтобы свести на нет эту язву, нужно задействовать альтернативные механизмы принятия государственных решений. То есть, как раз в тех случаях, когда коррупционный фактор и возникает. В первую очередь - это электронные торги по муниципальному и государственному заказу. Вся типовая продукция должна проходить не просто электронные торги, но и на максимально большом количестве электронных площадок. Это также должно быть распространено и на монополии, и на государственные предприятия. Это триллионы рублей, и для того, чтобы охватить весь этот блок, конечно, нужны максимально прозрачные процедуры. Повторю: площадок должно быть много: когда они между собой конкурируют, когда их много, тогда атмосфера оздоравливается и пропадают возможности для злоупотреблений.

Второй блок борьбы с коррупцией связан с подготовкой нормативных документов, которые бы не ущемляли интересов широкого круга производителей, но, в то же время, позволяли бы  учитывать потребности научно-технического прогресса. Ведь очень многие вещи  привнесены как бы извне: требования по безопасности, по экологичности производства и т.д. С одной стороны - это ущемляющие вещи, с другой - полезные.  Поэтому, нужно с привлечением широких предпринимательских кругов обсуждать разработку этих документов, чтобы не было кулуарных разговоров и воздействия отдельных бизнес-интересов, и, стало быть, коррупционной составляющей.

Третий блок: надо максимально широко допускать иностранные компании к государственным тендерам и другим соответствующим практикам. Я могу сказать, что мы сильно ограничиваем доступ иностранцев к бизнесу и, тем самым, порождаем тепличные условия для наших предпринимателей и, кроме того - коррупцию и плохой инвестиционный климат. Особенно это наблюдается в области строительства по государственным заказам: от дорог до жилья для военнослужащих.  Опыт, который имеют многие иностранные компании, свидетельствует о том, что они эти работы выполняют дешевле, быстрее и с более высоким качеством.  Соответственно, тут явно недостает элементарной конкуренции. Быстро такие вещи не сделаешь, здесь нужно подходить с осторожностью. Но чем быстрее начнем, тем лучше.

Другая актуальная тема - мы должны повышать уровень образованности нашего судебного сообщества.  Дело в том, что имеет место довольно большое количество нареканий на недостаточную подготовленность судей при рассмотрении спорных вопросов. Вот самый одиозный пример, связанный с рассмотрением акционерных соглашений, которые теперь разрешены в соответствие с законодательством: суды фактически отказывают в рассмотрении этих вопросов, потому что считают, что нормы этих соглашений должны учитываться в уставах предприятий.  Это абсолютно неверно и свидетельствует лишь о недостаточной компетентности нашего судейского корпуса. Отсутствие положительной правоприменительной практики  - это очень плохо для инвестиционного климата. Но изменить это довольно просто: надо последовательно организовывать курсы повышения квалификации.

Ну и еще одна вещь, всем известная: надо побыстрее забыть дело ЮКОСА. Это чудовищная гиря, которая  у нашей страны болтается на ногах. Пока это дело сохраняется, пока оно все время актуализируется, вновь и вновь привлекая к себе внимание, трудно рассчитывать на то, что мы получим существенное продвижение вверх по инвестиционным рейтингам.

Записал Владимир Назаров,
специально для ФИМИП

 


RSS Подписка RSS Подписка

Комментарии
Юрий 3 февраля 2011 17:21
Со многим я согласен в Вашей статье, но с необходимостью "резко уменьшить совокупный объем социальных платежей" категорически не согласен.
Наши пенсионеры и социальные группы населения - самые бедные в Европе.
Надо уменьшать не размер социальных платежей, а совокупный объем содержания чиновников, в том числе всевозможные откаты и другие черные платежи, которые, в конечном счете, влияют на себестоимость продукции, в результате чего она становится неконкурентноспособна.
Коррупция - вот главная беда, которая губит Россию!


Обсуждение завершено