Главная Рус Eng

    Компании

Молодежное предпринимательство в России

23 ноября 2010

Юрий Хуштов,  Ведущий эксперт ЗАО «Форум инвестиционных проектов»

          Молодежь – это группа общества, находящаяся в своем социальном и возрастном положении в переходном состоянии. Современную молодежь отличают от старшего поколения следующие признаки:

  - более высокий уровень образования,
  - стремление к активному освоению знаний, навыков и умений,
  - требование к «интересности» работы,
  - высокая готовность к смене характера деятельности,
  - иная психология – в первую очередь самореализация и лишь во вторую очередь извлечение прибыли,
  - активность и готовность к риску.

Именно поэтому молодежь гораздо успешнее адаптируется к рыночной экономике. Большинство молодых людей хотели бы самостоятельно заниматься бизнесом, но лишь немногие становятся удачливыми предпринимателями. Наиболее высокие шансы у тех, кто отличается новаторством, достаточно уверен в себе и готов взять на себя обоснованный риск.

Кто подпадает под понятие «молодой предприниматель»? По нормативным документам г. Москвы – это индивидуальные предприниматели в возрасте до 27 лет, а в случае осуществления деятельности, относящейся к числу приоритетных направлений поддержки и развития малого предпринимательства, - в возрасте до 30 лет. Эти люди могут рассчитывать на субсидии из бюджета г. Москвы на поддержку молодёжного предпринимательства.

При организации собственного бизнеса начинающие предприниматели сталкиваются со значительным проблемами. Вот лишь немногие из них:

  - Поиск нового дела – при этом организация нового является более привлекательным, чем приобретение предприятия;
  - Патентование собственного изобретения – процесс сложный, длительный и дорогостоящий;
  - Налоги – сложность и непредсказуемость нашей налоговой системы;
  - Недостаток собственных средств, а более того – неумение оценить потребность в денежных средствах и источники финансирования;
  - Трудности привлечения финансирования, высокие кредитные ставки;
  - Недостаток материальной базы – это и сложности с оборудованием, и дороговизна площадей;
  - Кадровые проблемы;
  - Длительный период окупаемости производства;
  - Недоверие партнеров к молодым предпринимателям;
  - Информационный вакуум – организации по поддержке молодых предпринимателей не афишируют себя;
  - Недостаток бизнес-образования.

Существующие программы поддержки государства в сфере молодежного предпринимательства предоставляют достаточно большие возможности и обеспечивают конкурентоспособность молодежных проектов, которые зачастую уступают в конкурентной борьбе с крупными компаниями. В рамках реализации таких программ работают Фонд поддержки малого бизнеса, различные институты развития, созданные в наукоградах бизнес-инкубаторы, а так же сообщества бизнес-ангелов, призванные привлечь финансовые ресурсы частных инвесторов к молодежным проектам.

На федеральном уровне формирование системы поддержки и развития молодежного предпринимательства возложено на учреждение Комитета РФ по делам молодежи «Российский центр содействия молодежному предпринимательству». На межрегиональном уровне координацию работ осуществляют филиалы, представительства Республиканского центра содействия молодежному предпринимательству (РЦСМП).

Отдельно стоит остановиться на сообществах бизнес-ангелов. Кто же такие эти люди – акулы капитализма, зарабатывающие состояния на идеях других, или альтруисты, бескорыстно помогающие молодым умам?

Бизнес-ангелы - это профессиональные инвесторы, инвестирующие собственные средства в инновационные проекты на ранних стадиях – seed (стадия бизнес-идеи) и start-up (начальная стадия проекта). Задача бизнес-ангелов сдвинуть проект с начальной точки, развить его до такой степени, чтобы он стал интересен для венчурного инвестирования, а далее – для прямых инвестиций.

Чем интересны бизнес-ангельские инвестиции для начинающих бизнесменов? Такое финансирование предоставляется на длительный срок до 8 лет, без залогов и обеспечений, за акционерную долю в компании, а значит, и в будущей прибыли. К тому же, бизнес-ангелы формируют благоприятные деловые отношения между участниками процесса и вносят в проект не только инвестиции, но также знания и опыт.

А какой интерес у бизнес-ангелов брать на себя огромные риски начальных стадий проектов? Эти риски вполне нивелируются за счет одновременного инвестирования в разные инвестиционные проекты, их тщательного отбора на основании собственного опыта и всестороннего исследования компании (мероприятия due diligence). Риски вполне окупаются прибылью, которую инвестор получает при продаже своей доли акций после развития проекта до следующей стадии. Эта прибыль может составить более 50% годовых на вложенные средства, что значительно превышает доходность проектов в продвинутой стадии.

За рубежом бизнес-ангельское инвестирование широко распространено и является важнейшим двигателем экономики. В нашей стране это движение находится еще в зачаточной стадии. В 2006 году при поддержке Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования (РАВИ) и Торгово-промышленной палаты России было создано Национальное содружество бизнес-ангелов (СБАР) – некоммерческое партнерство, объединяющее инвесторов, вкладывающих свои средства в инновационные компании, а также организации, оказывающие услуги в сферах инвестиций и инноваций.

К сожалению, не все начинающие предприниматели знают об имеющихся возможностях для открытия собственного дела; попросту, не хватает информационного обеспечения. Базы данных частных и институциональных инвесторов, высокотехнологичных инвестиционных проектов представлены на ограниченном количестве ресурсов. Успешные молодые предприниматели находятся в тени, а хотелось бы, чтобы они служили примером для подражания. Наиболее насыщенным информационным ресурсом является созданный год назад Форум инвесторов и международных инвестиционных проектов (ФИМИП). На его страницах размещена обширная и открытая база данных, оптимизирован процесс подбора высокоэффективных проектов, поиска инвесторов в самых различных отраслях, представлены презентации успешно реализованных инвестиционных проектов.

Многое мы ожидаем от III Национального экономического саммита "РОССИЯ: Молодежь и предпринимательство", который состоится завтра, 24 ноября в Центре международной торговли (Москва). Участники саммита поделятся опытом создания эффективного бизнеса и расскажут о «подводных камнях», ждущих начинающего предпринимателя на тернистой дороге, ведущей к успеху. Итогом Форума должны стать консолидированные предложения предпринимательского сообщества по дальнейшему развитию механизмов государственной и общественной поддержки молодежного инновационного предпринимательства в России.

 

В заключение хочу сказать – на предпринимателя нигде не учат. Имеющиеся учебные программы направлены на обучение бизнесменов, а не предпринимателей. Для того чтобы взять на себя риск организации нового предприятия или разработки новой идеи, нужно иметь предпринимательскую жилку. И лишь успешно завершив начатый с нуля проект, можно называться предпринимателем.

Статья опубликована портале BRAINITY.RU


RSS Подписка RSS Подписка

Комментарии
Алексей 7 декабря 2010 12:47
Основная проблема, с которой сталкиваются молодые предприниматели - это наша страна.
Все остальное - вторично и разрешимо.

Максим 26 ноября 2010 18:58
Действительно, информации о деятельности бизнес-ангелов очень мало. Как к ним попасть со своей бизнес-идеей?
Вопрос к администрации портала - может быть вы опубликуете подробную пошаговую инструкцию начинающему предпринимателю? Порядок действий от возникновения идеи до первой прибыли.

Юрий Хуштов 24 ноября 2010 12:25
Вот ещё.

Если у Вас уже есть, что показать (в смысле презентация Вашего проекта) - приходите на ноябрьский Стартап-турнир Harvest. Вот ссылочка:
http://greenfield.timepad.ru/event/3908

Там за два дня факультативно Вы сможете проделать работу над проектом, которая заняла бы у Вас много сил, средств и времени.

Участие, насколько я знаю, бесплатное.

Удачи!

Юрий Хуштов 24 ноября 2010 12:09
Совет простой.

Если Ваш проект находится нак старт-апе, инновационный и действительно сулит значительную прибыль в реальной перспективе (но не далее 7 лет) - идите с ним в СБАР, попутно размещайте свое предложение во всех доступных информационных ресурсах.

Но не останавливайтесь на этом, сами двигайтесь по проекту - как минимум, выполните за свой счет следующие работы:
- запатентуйте изобретение, если оно есть;
- проведите маркетинговое исследование рынка намечаемой к производству продукции;
- выполните финансово-экономическуий анализ проекта и оценку рисков;
- разработайте технико-экономическое обоснование или бизнес-план проекта;
- подготовьте краткую но содержательную презентацию проекта.
Затраты на эти работы не такие уж и большие, но многократно повышают интерес к проекту со стороны потенциальных инвесторов.

Удачи!

Александр 24 ноября 2010 11:06
Интересная статья, но все же хотелось бы помимо статьи о проблемах и возможностях молодых предпринимателей увидеть материал с реальным практическими советами или личными примерами. Спасибо


Обсуждение завершено