Главная Рус Eng

    Компании

Для инвестора важна не идея, а бизнес-план

28 октября 2010














Алексей Викторович Костров
- генеральный директор Агентства по развитию инновационного предпринимательства, исполнительный директор Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы, кандидат экономических наук.


- В Москве наработан большой опыт поддержки предпринимательства, инвестирующего в инновационные проекты. Агентства, равного вашему, пожалуй, нет больше нигде в стране, хотя интерес к инновационным проектам имеется и в регионах.

- Наше агентство существует с 2006 года. По инициативе Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства правительством Москвы было принято решение о том, что для формирования в городе целостной системы поддержки инноваторов будет создано Агентство по развитию инновационного предпринимательства (АРИП). Именно нам было поручено разработать систему поддержки бизнеса в городе, так или иначе связанного с новыми технологиями. Наше агентство стало одним из первых в стране, работающих в сфере поддержки инновационного малого бизнеса. В первый же год его деятельности к нам стали обращаться из других городов - с просьбой поделиться опытом, подсказать варианты взаимодействия, направления развития, какие программы лучше реализуются, на какие результаты надо ориентироваться. Однако, в настоящее время, уже во многих регионах есть подобные структуры, и они успешно работают.

- Каковы критерии отбора проектов?

- Рассматривается актуальность проекта, его научная или техническая новизна, которая может реализоваться в новых продуктах или технологиях, потенциальная конкурентоспособность на рынке. Что касается непосредственно финансовой поддержки проектов, выделения на них финансирования, то существует многоступенчатая система экспертизы, в рамках которой происходит первичный отбор проектов, которые кажутся интересными. Рассматриваются научно-техническая составляющая проекта, финансово-экономические показатели малого предприятия, представившего проект, претендующий на получение средств. У нас существует научно-технический совет, рассматривающий данный проект, затем он выносится на защиту и затем, для окончательного решения, на финансовую комиссию Правительства Москвы. И уже там он получает окончательное одобрение.
Из 100 обратившихся к нам с заявками на субсидию поддержку получают примерно 30 (т.е. 30 %). А из общего числа интересовавшихся - процент еще меньше. Допустим, интересовались, звонили нам 300 предприятий, заявку подали около 100, а окончательно получили одобрение и поддержку 30.

- Приведите пример - кто получает поддержку?

- Например, в прошлом году субсидии получили фирма "ПОЛИСТОМ", которая занимается разработкой и производством материалов для регенерации костной ткани, компания "Синтетические кремнеземы" - производством нанодисперсного осажденного кремнезема со свойствами, превышающими мировые аналоги, компания "Роскардиоинвест" - производство инновационного трехстворчатого механического искусственного клапана сердца - Трикардикс. Много разработок было связано с облегчением жизни инвалидов.

- У вас акцент сделан на малые и средние предприятия. А как крупный бизнес - совсем не заинтересован в развитии инновационных направлений?

- Исторически сложилось так, что в Москве наше агентство было создано при Департаменте поддержки малого и среднего предпринимательства при правительстве Москвы. Поэтому изначально мы и занимались именно малым и средним бизнесом. Мне как директору агентства, нужно, чтобы для достижения эффективности в этом направлении работала четкая система, в которую были бы встроены и учебные заведения, готовящие кадры для инновационной деятельности, и промышленные предприятия, и финансовые структуры - и у каждого звена в ней было свое место и своя четкая задача. И только тогда можно построить успешную инновационную экономику.

- Почему крупные инвестиционные проекты у нас в России чаще всего ориентированы только на фондовый рынок или инфраструктурное строительство, такое, как сочинская олимпиада? Почему крупный капитал не вкладывается в наукоемкие проекты? Слишком долго ждать отдачу? А у нас привыкли к быстрым деньгам?

- Надо разделять корпоративные и бюджетные инвестиции. Если говорить о бюджетных, то финансов, выделяемых на поддержку науки и инноваций, довольно много. А в корпоративных - вложения в науку, в инновационные технологии крайне низки. У нас соотношения между бюджетными и корпоративными инвестициями очень искажены. За границей - совсем другая ситуация. Там другие пропорции. Если взять цифры, сколько там в науку вкладывает государство, то бизнес в нее инвестирует в разы больше. Там это не только выгодно, но и почетно. У нас такого нет. В нашей стране, если можно по-другому зарабатывать быстро и успешно, то инновационные проекты будут на положении пасынков.
К тому же надо понимать, что инновационные проекты априори далеко не все успешные. На практике достаточно примеров, когда казавшиеся перспективными проекты терпят фиаско, а вложившиеся в них предприниматели теряют деньги, несут убытки. Поэтому экспертиза должна быть очень качественная и квалифицированная не только с точки зрения научной новизны, но и с точки зрения экономической рентабельности. Особая сложность есть при работе с государственными деньгами. Эксперты должны быть не только независимыми и высоко эрудированными, но и иметь при этом определенное доверие со стороны государства. Они понимают - с одной стороны, вроде надо какой-то проект поддержать, с другой стороны, завтра придут контролирующие органы и спросят: почему вы поддержали тот проект, который провалился? Вы неправильно использовали бюджетные деньги. Естественно, этого все опасаются и из-за этого часто тормозят многие перспективные проекты, которые не кажутся сразу стопроцентно прибыльными. Поэтому для нормального развития, чтобы все-таки было движение вперед, у экспертизы должно быть признание права на ошибку. Это важные вещи для развития инновационного рынка.

- Если говорить о создании системы экспертизы, то ведь еще в советские времена существовала подобная система в виде многочисленных патентных бюро. Нельзя тот опыт использовать сегодня?

- Тот опыт, который можно было перенять из предыдущего времени, сегодня используется - например, методики экспертиз и оценок. Но слишком много времени прошло с тех пор, сильно поменялись за это время даже мировые экономические системы. Сейчас важно выстроить такую современную систему, которая была бы удобна для всех участников рынка. В нее должны встроиться и научные круги, и учебные заведения, и региональные органы власти, и патентоведы. Должен быть создан такой орган, который сократит расходы на экспертизу и одновременно сможет добиться признания результатов его оценки инвестиционных проектов. В принципе для создания такого органа необходимо решить вопрос координации деятельности различных участников этого рынка, и работа в этом направлении давно уже идет. Например, наше агентство координирует свои действия с Российской Венчурной компанией, проводит какие-то совместные мероприятия, и это улучшает взаимодействие и понимание общих целей и задач. Следующий этап - сделать такое взаимодействие технологичным, начиная от унификации документов, требующихся для осуществления финансовой поддержки проектов до создания единого графика-календаря мероприятий.

- А много ли предлагают вам проектов по-настоящему успешных, супер-успешных или большинство из них принесут отдачу только в отдаленном будущем? И почему на западе выгодно вкладывать деньги в инноватику?

- Проектов приходит много, и очень разных. На западе существует культ венчурного бизнеса. Постоянно появляются все новые и новые инновационные проекты, при этом очень успешные. Например, 20 лет назад самым высокотехнологичным был Microsoft, потом появился Google, теперь Face-book. И прямо на глазах рождаются новые легенды. Поэтому людям хочется вкладывать в инновационные проекты.
Нам в этом смысле похвастаться нечем. Хотя в последнее время популяризация инновационного предпринимательства начинает набирать обороты, и все больше и больше появляется статей в газетах, теле- и радиопередач, но процесс этот не быстрый. Должно пройти какое-то время и появиться какие-то яркие примеры, чтобы люди начали думать в этом направлении. Что-то должно возникнуть сродни изобретению материала «графен», создатели которого - наши бывшие соотечественники Андрей Гейм и Константин Новоселов, работающие в Манчестерском университете - получили Нобелевскую премию. Графен обладает целым рядом уникальных характеристик, что делает его потенциально материалом № 1 в электронике вместо кремния. Это открытие мирового уровня, которое сделано не только на бумаге, в теории, но и воплощено в реальный практический результат. То есть этот проект не какой-то мелкий, локальный, каких много, но, скажем так, уровня тяжеловесов.

- Характерно, что изобретатели графена - россияне, уехавшие на запад заниматься наукой, так как не нашли в полной мере себе применения здесь. И таких примеров можно, наверное, привести немало.

- Должна сформироваться определенная среда: это и наука, и производство, и научно-техническое творчество, и учебные институты - все должны быть включены в нее в качестве важных звеньев, и предпринимательство, заинтересованное в развитии инновационной среды, в которую оно будет вкладывать инвестиции.

-Что зависит от самих предпринимателей, чтобы их проект привлек к себе внимание?

- Те, кто приносит проект, должны понимать, что это должна быть не только чистая идея, а еще и бизнес- план, построенный на этой идее, чтобы она могла быть воплощена в жизнь.

- Но у ученых предпринимательский менталитет, скорее всего, отсутствует. А предприниматели часто не обладают научным чутьем.

- Для этого у нас есть специальные программы обучения, существуют обучающие методики для тех, кто не обладает предпринимательским чутьем. Проводим семинары, сотрудничаем с вузами, например, с Бауманским институтом, Физтехом. Стараемся взаимодействовать со всем вузовским сообществом. Ученый должен понимать, что никто просто не придет и не предложит ему денег. У него должна быть готовность либо самому стать бизнесменом, либо привлечь в партнеры предпринимателя.

- На Сочинском инвестиционном форуме премьер-министр Путин предложил снизить налоги на инвестиции, направленные на высокотехнологичные производства. Сможет ли это стимулировать вложения в инновации?

- Налоговые льготы в любом случае могут оказать большое воздействие и привлечь внимание к этому направлению. Любые шаги государства, которые демонстрируют внимание к этой сфере, повышает интерес предпринимателей. Даже если сравнить то, что было 5 лет назад и сейчас, это небо и земля. Появилось значительно больше программ по финансированию высоких технологий, появились классические технопарки, появилось «Сколково». Чем больше будет таких инициатив, тем лучше.

Интервью взяла Наталья Егорычева, ФИМИП

 


RSS Подписка RSS Подписка

Комментарии
Илья Нестеров 12 ноября 2010 14:42
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Прошу, Вас, посмотреть презентацию (техническое средство реабилитации для людей с физическими ограничениями)ТСР на ФИМИП. С уважением Илья Нестеров.

Борис Ростиславович 4 ноября 2010 21:52
Я полностью согласен Сергеем Николаевичем. Иногда разработчикам инновационных проектов очень сложно создать соответствующий бизнес-план, в результате хорошие перспективные разработки не принимаются во внимание. Вот Вам пример, который приведен на сайте:
http://www.control-diagnostics.com
С уважением Б.Р. Матвеевский

Сергей Николаевич 31 октября 2010 16:46
Что же теперь получается - хилый, но грамотно "упакованный" проект имеет больше шансов найти инвестора, чем перспективная бизнес-идея, но без соответствующей подачи?

Я думаю, это не так. Сейчас в нашей стране развивается сеть бизнес-ангелов, которые обладают достаточным чутьем на высокодоходные инвестпроекты и выискивают именно такие проекты, где у инициатора не хватает средств и квалификации, чтобы красиво преподнести перспективную бизнес-идею.

Да, такие проекты более рискованны, но при удачной реализации сулят гораздо большую доходность.


Обсуждение завершено