Главная Рус Eng

    Компании

Почему инвестиции в стране неэффективны?

15 октября 2010








ЛИВШИЦ Вениамин Наумович
- Доктор экономических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ. Действительный член ряда зарубежных и отечественных ассоциаций и академий в том числе: International Association Energy Economic; Российской академии естественных на­ук - РАЕН и других. Лауреат премии им. В.С. Немчинова «За лучшие работы по теории экономико-математических методов» (1999 г.).










ОРЛОВА Елена Роальдовна
- Заведующая лабораторией информационных технологий оценки эффективности инвестиций Института системного анализа Российской академии наук, профессор кафедры управления развитием высоких и информационных технологий Московского физико-технического института (государственного университета), доктор экономических наук.





Казалось бы, очевидно, что «технология» реализации инвестиций в реальном секторе производства, особенно по очень капиталоемким мероприятиям, должна быть следующей: каждое из таких мероприятий рассматривается как инвестиционный проект, включая обязательную оценку эффективности этих проектов по корректной методике, отвечающей и мировому опыту, и учитывающей микро- и макро- экономическую специфику Российской переходной экономики. И только если такого рода оценка оказывается позитивной, может идти речь о реализации инвестиций.

К сожалению, у нас все наоборот. Нередко, без необходимого рассмотрения мероприятий таких инвестиционных проектов, и, тем более, без проведения корректных оценок их эффективности, а только на основании интуиции, личного мнения и здравого смысла лидеров российского менеджмента (например, губернаторов) выдвигаются весьма инвестиционноемкие предложения, которые тут же начинаются реализовываться.

Типичными примерами являются предложение строительства скоростных магистралей Москва-Нижний Новгород (предложено губернатором Нижегородской области), Москва-Екатеринбург (предложено губернатором Свердловской области) и т.д. Список можно продолжать долго. Причем нет никакой информации, что предварительно были проведены оценки эффективности соответствующих инвестиционных проектов и что эти оценки положительны.

Да и по самому популярному сейчас сюжету «Силиконовая долина-Сколково» у экономистов возникает множество вопросов: например, почему Сколково, а не Дубна. Ведь в Дубне уже практически построена технико-внедренческая зона, построен научный центр и т.д.

Мы здесь не касаемся инвестиционных проблем социальной сферы, например, целесообразности проведения Сочинской олимпиады, Казанской универсиады и т.д. ввиду отсутствия информации о том, проводились ли по ним необходимые расчеты эффективности и что они показали.

Подобного рода положение с оценкой эффективности не позволяет аргументировано ответить и на многие другие узловые вопросы инвестиционной политики. Например, действительно ли реальной экономике не хватает инвестиций, нужно ли прикладывать такие колоссальные усилия для привлечения иностранных инвестиций и др.

Между тем, в современной России существует целый спектр важных социально-экономических проблем, связанных с инвестиционной политикой. К ним относятся:
1. Проблема содержания инвестиционной политики и ее структуры на современном этапе.
2. Проблема определения роли государства при осуществлении инвестиционной политики, в частности, при решении проблем производственной и социальной инфраструктуры.
3. Определение необходимого уровня инвестиций в реальную экономику.
4. Определение ключевых направлений.
5. Проблемы привлечения иностранных инвестиций.
6. Проблемы эффективности инвестиций, направляемых в реальную экономику и формирование методических основ ее оценки.

Хотя нам представляется, что ни одна из проблем удовлетворительно не решена и все они взаимосвязаны. Тем не менее, мы полагаем, что наиболее важной является рационализация инвестиций по направлениям. Т.е. проще говоря, зачастую огромные инвестиции направляются на эффективные мероприятия, хотя и реализуемые в реальном секторе экономики, например, на транспорте.

Нельзя умолчать и о том, что в стране существует ненормальное положение с нормативным обеспечением методологии оценки эффективности реальных инвестиционных проектов. Соответствующий проект такого нормативного документа был разработан еще в 2005 г. и направлен в МЭРТ и Минфин и до сих пор нет никакой реакции этих организаций на присланный проект документа. В то же время многие реальные проекты содержат некорректные, применительно к российской нестационарной переходной экономике, расчеты, что в конечном итоге приводит к излишним инвестициям и их неэффективному использованию.

Т.е., другими словами, часто необходимые расчеты эффективности просто не проводятся, но еще чаще, если они и проводятся, то проводятся непрофессионально. Например, выбирается вариант инвестиций по минимальному сроку окупаемости, что - как показано и в зарубежных методиках, и наших нормативных документах - не совсем верно.

Поэтому представляется крайне необходимым повысить корректность используемых методик оценки эффективности инвестиционных проектов. Для этого достаточно рассмотреть разработанный в 2005 г. документ (Третью редакцию Методических указаний по оценке эффективности инвестиций), если надо, то обсудить его по замечаниям. А затем утвердить руководством экономических служб РФ, одновременно отменив ныне действующие, в значительной степени ошибочные методики (по нашему мнению), в том числе и утвержденные в 2006 г. руководством МЭРТ, и в 2008 г - руководством Минрегионразвития.

Перечень ошибочных утверждений, содержащихся в обозначенных методиках, приведен на сайте ИСА РАН «Обращение к научной общественности».


RSS Подписка RSS Подписка

Комментарии
Олег 18 октября 2010 18:07
Мне непонятно, почему у нас государство само по себе, инвестор - сам по себе, эксперты по рискам и оценке эффективности - сами по себе.

Может уже пора создать такую частную структуру, в которую можно и государство пригласить? Сделав, к примеру, оценку эффективности инвестиций в любой федеральный или региональный проект. И сделав ее предельно честно и профессионально.

Тогда в эту структуру придет и инвестор, и соискатель, и государство.

Геннадий Орлов 18 октября 2010 13:01
Инвесторы как правило хотят видеть реальные проекты в перспективных на данный момент отраслях, но сталкиваются с огромной конкуренцией и зачастую терпят убытки. В менее изученных отраслях, зачастую в инновационных проектах, в которых можно получить хороший результат инвесторов отталкивают высокие риски, люди просто боятся вкладывать свои деньги.

Илья 16 октября 2010 12:49
Очевидно, что при реализации глобальных государственных инвестиционных проектов на первый план становятся вопросы политической, а не экономической целесообразности.
Поэтому у нас зачастую закапываются в землю огромные средства, нарушается экология, отвлекаются людские и материальные ресурсы, а результат - НОЛЬ!
Пример тому - строительство Центра информатики и электроники в Зеленограде на заре перестройки. Тоже был проект века 1,5 километра в поперечнике. А сейчас что там? Ржавые остовы недостроенных корпусов, с которых прыгает молодежь на тарзанке, груды грунта, на котором соревнуются рокеры и единственное построенное здание таможенного терминала.


Обсуждение завершено