Главная Рус Eng

    Компании

Стенограмма выступления А.Б. Когана на III-м Всероссийском конгрессе по малоэтажному строительству

28 февраля 2010

                                                   
Коган Александр Борисович. Заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Член Генсовета партии "Единая Россия". Заместитель председателя "Деловой России". Координатор партийного проекта "Свой дом".

Родился 26 февраля 1969 года в г. Орске Оренбургской области. В 1994 году окончил Оренбургский политехнический институт, факультет «Промышленная электроника» по специальности инженер-электронщик, в 2008 году - Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление» (специализация – «Управление развитием региона»).
В 1992 г. стал одним из основателей компании «КомИнКом», генеральным директором и председателем правления которой он являлся с 1994 по 2003 год.
С 1998 по 2002 год являлся депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области II созыва. Одновременно с 2000 года по 2003 год являлся  депутатом Оренбургского Городского Совета. В 2002 году избран депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области III созываю
7 декабря 2003 года избран депутатом Государственной Думы  Федерального Собрания Российской Федерации  IV созыва от одномандатного  избирательного округа № 132.
2  декабря 2007 года избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации V созыва по избирательному списку Всероссийской политической партии «Единая Россия» от региональной группы № 60 (Оренбургская область).

 

27 февраля 2010 года в Торгово-промышленной палате (Москва, ул. Ильинка, 6) состоялся III Всероссийский Конгресс по малоэтажному строительству. Организатором мероприятия выступило Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства (НП НАМИКС) при поддержке Фонда содействия развитию жилищного строительства.

 

 

Стенограмма выступления А.Б. Когана на III-м Всероссийском конгрессе по малоэтажному строительству


Коллеги!

Сегодня освещаем вопрос доступности жилья.

В данном случае есть две составляющие, которые есть смысл рассмотреть, и мы всегда на этом акцентируем внимание. Это, конечно, возможность граждан приобрести дом – это их собственные доходы. И как складывается цена на рынке – это стоимость самого дома, стоимость квадратного метра.

Соотношение цен на жильё и доходы граждан в рублях сегодня разные. И, несмотря на кризис и небольшое снижение цены, которое на рынке произошло (при этом надо говорить, что и доходы граждан снизились при этом), этот разрыв, эта пропасть, которая есть между доходами граждан и стоимостью жилья присутствует. Нам с вами желательно, чтобы этой пропасти не было.

Конечно, во многих направлениях надо работать, чтобы снижать себестоимость, но снижение себестоимости, мы прекрасно знаем, не всегда ведёт к снижению цены на рынке. Тут нужно работать над предложением.

Я бы хотел сказать, что одним из направлений, которым сегодня действительно можно снизить и стоимость жилья на рынке и себестоимость, является государственно-частное партнёрство. Государство сегодня уделяет этому особое внимание. Я хочу напомнить, у нас всё больше и больше появляется новых инструментов, которые способствуют разворачиванию государственно-частного партнёрства, где и государство и бизнес соблюдают принцип партнёрства. Тем самым государство ставит перед собой задачу снятия обременений (это стоимость земельного участка, это стоимость инженерной инфраструктуры, применение инвестиций на строительство дорог и социальной инфраструктуры).

Обо всех этих инструментах мы сегодня будем говорить подробно на круглых столах, я могу лишь перечислить, что у нас действует Национальный проект «Доступное и комфортное жильё», главным финансовым инструментом является Государственная целевая программа «Жилище», Инвестфонд – очень хороший инструмент. Правда, в этом году фонд работает на моногорода. В прошлом году неплохо сработали – из 19 проектов, которые прошли по отбору, семь были связаны со строительством инфраструктуры малоэтажных посёлков. Первый из которых – это Белгород, около миллиарда рублей получили только на развитие инфраструктуры (это прямые инвестиции).

Фонд ЖКХ, вы прекрасно знаете, решения были приняты, – это будет мощнейший инструмент сегодня в развитии малоэтажного строительства. Фонд РЖС – (мы уже ставим задачу) на федеральных землях, которые изымаются из-за неэффективного использования, до 60% будет строиться малоэтажка.

ОАО «АИЖК» (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) – наш союзник. Мы достаточно долго шли к сегодняшнему подписанию для того, чтобы сформировать некие стандарты, направления, ориентиры, чтобы можно было начать финансировать малоэтажные поселки. Чтобы можно было формировать закладные, передавать, получать ипотечные кредиты и многое, многое другое. Это впервые начинает действовать с этого года, и мы надеемся, что это реализуется в реальные стандарты АИЖК. Как «Отче наш» банки будут сотрудничать и выдавать по этим стандартам нужные ипотечные кредиты.

Инвестиционные соглашения, про них мы тоже говорили, позволят сегодня управлять общим имуществом и придадут заинтересованность управлением инженерными сетями самим застройщикам (необязательно передавать муниципальным образованиям), потому что появляется некий стимул, появляется понимание, как будут возвращаться инвестиции, и формирование тарифов идёт долгосрочно. Поэтому инвестиционные соглашения многие банки готовы закладывать как право и выдавать на это право кредит на развитие инженерной инфраструктуры.

Вот все эти элементы, про которые я говорил. У нас там пропасть, которую надо преодолеть, и государственно-частное партнёрство поможет нам это сделать. Себестоимость не прямо пропорционально цене, которая складывается на рынке. Рынок раздвигает эту пропасть, через которую мы должны построить мостик и помочь человеку дойти до того домика, в котором он должен жить.

Я бы хотел сейчас остановиться на самом важном – на целях, которые я адресую сегодня аудитории. Ни государственно-частное партнёрство, ни совместные усилия не смогут заменить современные технологии, современные разработки. Уважаемые коллеги, чтобы снизить себестоимость, очень важно ваше участие в развитии производственной базы, ваше участие в современных открытиях, в современных технологиях. Важно получение тех результатов, когда у нас появятся новые, свои российские разработки именно тех строительных материалов, которые позволят снизить стоимость и при этом улучшить качество и теплоэффективные характеристики, при этом, конечно, соблюдая экологию.

Смотрите, что происходит – абсолютно понятно, что есть смысл двигаться. Социология показала, что большая часть населения готова купить дом за 2-2,5 миллиона рублей, не дороже. Если исходить «от обратного», то есть понимать, за сколько гражданин может приобрести дом, и какова при этом должна быть технология, которая позволит именно по этой цене построить дом. Я боюсь, что не существует практически сегодня технологий в Российской Федерации, которые мы покупаем за рубежом, позволяющих так дёшево построить дом. Нужны свои разработки, нужно вкладывать деньги в них. Нужно реально понимать, что оборудование, которое мы покупаем, либо уже устарело, либо продаётся дороже, чем они его используют за рубежом.

Как такое может быть? Когда мы выезжаем в Канаду, то видим, что оборудование, которое поставляется в Россию и производит дом минимум за 350-400 долларов за квадратный метр (это просто дом без земли), в Канаде по этой же технологии производит дом за 250 долларов. При этом мы проанализировали налоговую базу, какие другие обременения даются – ничего там нового нет. И налоговые условия в Российской Федерации более лояльные, особенно для малого и среднего бизнеса. Почему так получается – абсолютно понятно. Либо оборудование, которое к нам поступает не совсем современное, либо не хотят передавать современные передовые технологии. Так же технологии глубокой переработки древесины, к сожалению, пока нет в Российской Федерации.

Абсолютно очевидно, что если зарубежный капитал сюда будет приходить сюда со своими технологиями, то будут рассчитывать на более быструю окупаемость, чем у себя в странах. А раз они хотят добиться более быстрой окупаемости, значит это опять ложится на удорожание квадратного метра.

У меня в этом направлении есть только одно предложение к сегодняшней аудитории. Мы много говорим про модернизацию, много говорим про инновации, но, к сожалению, это пока не видно в тех компаниях, которые занимаются развитием малоэтажного домостроения. Мы много говорим про инфраструктуру, много говорим про земельные участки – однозначно мы в этом направлении будем работать, шаг за шагом снимать обременения. Но мы ничего не сделаем, если наши собственные компании не будут вкладывать деньги в наши отечественные разработки. Вот здесь поле деятельности, мне кажется, огромное – если мы начнём это делать, через два-три года мы уже получим результат. И действительно тогда сможем снижать цену за квадратный метр и давать нашим гражданам такой продукт (производить дома из наших современных материалов), который позволит человеку купить дом либо на собственные доходы, либо получить кредит.

Коллеги, я благодарю вас за внимание и призываю вас более активно внедряться в работу. Реально могу сказать, что без вашего участия в инновациях, в разработках, в новых открытиях вряд ли мы этот вопрос сдвинем с мёртвой точки, так и будем говорить «халва-халва», но слаще она не станет.

Спасибо большое.


RSS Подписка RSS Подписка

Комментарии
Сергей М 28 апреля 2010 9:17
Не надо ничего выдумывать. Для строительства недорогого малоэтажного жилья уже всё есть. Есть технологии быстровозводимых фундаментов, модульной сборки коробок, перекрытий и кровель, "эконом" отделка и внутренняя инженерная разводка делаются быстро и стоят умеренно.
Нет воли властей это развивать в потребных людям масштабах - одни разговоры и предложения инвестировать самим.
А где взять инвесторов?
Если таковые существуют подскажите, пожалуйста, на msa86@yandex.ru - недорогого малоэтажного жилья настрою хоть сколько хотите!!!

Марина Александровна 21 апреля 2010 15:44
Юрию - что за государство у нас такое - "как договоришься"? Условия должны быть понятные, открытые и одинаковые для всех участников рынка малоэтажного жилого строительства!

Юрий 18 марта 2010 18:59
Всё зависит от доброй воли Администрации на местах. Короче, "как договоришься" - нет регламентов на государственное участие. Лучше всего войти в какую-нибудь госпрограмму/госпроект, например, получить землю под застройку с уже подведенными коммуникациями. Кредит, конечно, государство не даст, а вот поучаствовать деньгами в земле, сетях, инфраструктуре или даже в строительстве вполне может. Максимальное участие государства может достигать 50% от инвестиционной стоимости. Но и у Застройщика могут появиться обязательства, например, продать часть жилья по социальным ценам определенному кругу людей.

Андрей 11 марта 2010 22:21
Кто может дать цифры участия государства в реальных проектах по програме малоэтажного строительства? Пример: ИП Пупкин - свои средства 2млн, государство - 15мл под 10% на 2года.

Дмитрий 2 марта 2010 13:04
Резюме: не пущать иностранный капитал, стимулировать отечественного производителя и снижать государственные аппетиты!


Обсуждение завершено