Проблемы и риски кооперативного жилищного строительства в России
18 октября 2019
Автор: - Адвокат Олег Сухов специально для IRN.RU
В последние годы государство и суды изменили законодательство и правовое положение жилищно-строительных кооперативов.
Новеллы уменьшили степень риска участников кооперативного движения и
увеличили прозрачность работы ЖСК. Однако они так и не решили проблем,
стоящих перед этим видом жилищного строительства.
Три вида строительных кооперативов
В России есть три вида ЖСК, которым государство разрешило возводить жилые здания. Это кооперативы, созданные в соответствии с законом № 161-ФЗ[1], ЖСК дольщиков и обычные кооперативы. Они отличаются категориями участников, степенью надзора со стороны государства, уровнем защиты пайщиков и возможностью строить здания свыше трех этажей. Членами ЖСК, созданных в соответствии с законом № 161-ФЗ, являются чиновники, работники госпредприятий и научных организаций, военнослужащие, сотрудники полиции, ученые, учителя, педагогические работники, медики, работники культуры и другие категории граждан.[2] Государство и ведомства опекают эти кооперативы. Они действуют на основании типового устава, утвержденного правительством РФ.[3] Кооперативы дольщиков создаются в ходе банкротства застройщиков. Их задача - достроить здание. Для этой цели они вправе привлекать финансирование Фонда защиты прав дольщиков и передавать функции застройщика НКО федерального Фонда или Фонду субъекта РФ. Остальные ЖСК являются обычными кооперативами. Граждане создают их в соответствии с ЖК РФ и законом о кооперации.[4]
Государство усилило контроль за ЖСК и ограничило строительство кооперативов, не подпадающих под закон № 161-ФЗ
С 2015 года законодатель усилил надзор за жилищно-строительными кооперативами. Власть обязала их раскрывать информацию о документах и работе (ст.123.1 ЖК РФ) и установила контроль со стороны уполномоченных органов (ст.123.2 ЖК РФ). Кроме того, закон № 236-ФЗ запретил кооперативам, не подпадающим под закон № 161-ФЗ, одновременно возводить более одного дома, имеющего больше трёх этажей.[5] Для борьбы с двойными продажами и серыми схемами государство ввело в 2015 году административную ответственность за неисполнение ЖСК обязанности по ведению реестра пайщиков (ст.14.28.1 КоАП РФ). Штраф за нарушение для должностных лиц составляет от 5 до 15 тысяч рублей. Сам кооператив наказывается штрафом на сумму от 20 до 100 тысяч рублей. Дополнительно в 2016 году власти обязали жилищно-строительные кооперативы фиксировать в ЕИСЖС сведения, аналогичные тем, что вносят в систему застройщики, занимающиеся долевым строительством (ст.23.3 закона № 214 - ФЗ). Эта новелла повысила прозрачность ЖСК. Они открывают личный кабинет на ЕИСЖС, через который взаимодействуют с государственными органами: получают документы, предписания и направляют отчетность. В 2018 году законодатель внёс в закон о несостоятельности № 127-ФЗ статью 201.15-4 о банкротстве жилищно-строительных кооперативов. Эта норма ввела солидарную субсидиарную ответственность руководства, членов правления и контрольно-ревизионного органа ЖСК. Если в ходе банкротства выяснится, что у кооператива не хватает средств для погашения задолженности пайщикам, то суд обяжет руководство ЖСК погасить долги за счет личного имущества и доходов.
Суды стали признавать договоры о внесении паевого взноса договорами долевого участия
Еще недавно недобросовестные строители обходили закон 214-ФЗ и не
оформляли ДДУ. С помощью третьих лиц девелоперы создавали ЖСК. Последние
аккумулировали паи, а затем заключали со строителями инвестиционные
контракты.
Учитывая данный факт, президиум ВС РФ утвердил 19.07.2017 г. Обзор
судебной практики по делам, связанным с участием в долевом
строительстве. В п. 1 обзора ВС РФ указал: «Если установлено, что
сторонами при совершении сделки, не отвечающей требованиям закона №
214-ФЗ, в действительности имелся в виду договор участия в долевом
строительстве, к сделке применяются положения этого закона».
В результате суды массово (при наличии оснований) стали признавать договоры о внесении паевого взноса договорами ДДУ
(например, Решение Куйбышевского районного суда г. Омска по делу № 2- 715/2019 от 27.02.2019 г). Суды обязали ЖСК оформлять все документы, предусмотренные законом № 214-ФЗ, прежде чем привлекать деньги пайщиков
Закон 214-ФЗ (ст. 3) запрещает застройщикам привлекать деньги до
получения разрешения на строительство, опубликования проектной
декларации и оформления прав на землю. Однако кооперативы привлекали
средства, не опубликовав проектную декларацию и не получив разрешение на
строительство. Так продолжалось до 2014 года, когда Верховный суд
признал, что прежде чем аккумулировать средства, ЖСК обязан оформить
права на землю, получить разрешение на строительство и опубликовать
декларацию
(постановление ВС РФ по делу №А32-29173/2013 от 14.11.2014 г). Позиция судов по этому вопросу еще больше минимизировала риски пайщиков.
Стандартные риски участия в ЖСК
Современное кооперативное строительство не предполагает использование счетов
эскроу и получения
компенсаций из Фонда защиты прав дольщиков. Поэтому,
гипотетически,
пайщики могут потерять деньги и не получить квартиры при банкротстве
ЖСК. Кроме того, кооперативам присущи и некоторые другие риски.
Девелоперы, привлекающие средства по ДДУ, отвечают за срыв сроков
окончания строительства и передачи помещения. Однако закон не
устанавливает подобной ответственности для ЖСК. Ведь пайщик - это не
покупатель, а член кооператива. И он обладает правом голоса на собрании.
Следовательно, кооператор несет долю ответственности за срыв сроков и
недостатки. Поэтому есть реальная опасность затягивания строительства и
передачи квартиры участнику. Кроме того, договор о внесении паевого
взноса не регистрируется в Росреестре. И здесь возникает возможность
двойных продаж.
Наряду с этим существует риск удорожания строительства. Устав
кооператива, как правило, предполагает внесение дополнительных взносов
для покрытия убытков, уточнение стоимости пая исходя из понесенных
затрат, введение дополнительных взносов и платежей, а также увеличение
размера членских взносов. Так что окончательная цена помещения может в
разы отличаться от первоначальной.
Ну, и наконец, при банкротстве ЖСК пайщики не вправе претендовать на
погашение требований путем передачи объекта незавершенного строительства
и создания нового кооператива
(ст.201.15 - 4 закона № 127 - ФЗ). Им остается надеяться только на распродажу имущества и привлечение к субсидиарной ответственности руководителей ЖСК.
Минимизация рисков в зависимости от вида кооператива
Риски, связанные с участием в ЖСК, нивелируются в зависимости от вида
кооператива. Самые минимальные присущи кооперативу дольщиков. ЖСК
получает землю и объект для завершения строительства, а также привлекает
деньги Фонда защиты прав дольщиков. Создание кооператива возможно,
только если при достройке здания все участники получат помещения. В
противном случае арбитраж не передаст землю и объект ЖСК. Поэтому, если в
ходе банкротства застройщика вскроется факт двойных продаж, кто-то из
участников строительства должен согласиться на компенсацию Фонда и
отказаться от квартиры. Таким образом, исключается риск споров,
вытекающих из двойных продаж
(ст.201.10 закона о несостоятельности). Кроме того, этим кооперативам не надо беспокоиться об отсутствии разрешений и проектной документации. Всё уже есть.
Государственный надзор за кооперативами, созданными в соответствии с
законом 161-ФЗ, также минимизирует риски участников. Эти ЖСК действуют
на основании типового устава, утвержденного правительством РФ. Закон
ограничивает количество членов кооператива числом помещений в строящемся
доме, а также запрещает ликвидировать ЖСК до передачи квартир в
собственность всех пайщиков
(ст.16.5 закона № 161-ФЗ). Указанные нормы снижают риск двойных продаж и препятствуют серым схемам.
Наряду с этим кооператив вправе заключить договор подряда на
возведение дома только с тем застройщиком, который соответствует
требованиям закона в части опыта строительства подобных зданий, а также
имеет все разрешения и допуски. Пункт 26.1 статьи 16.5 дает право
органам госвласти субъекта РФ содействовать ЖСК в проведении инженерных
изысканий, подготовке документации, подборе подрядчика и так далее. В
российских условиях это означает, что деятельность кооператива полностью
подпадает под контроль государства. Это снижает риски мошенничества. А
пункт 27 статьи 16.5 несколько (но не полностью) нивелирует риск больших
дополнительных затрат со стороны пайщиков. Он указывает, что стоимость
строительства и всех сопутствующих работ не может превышать сумму паевых
взносов участников.
И, наконец, независимые ЖСК. Они действуют в соответствии с ЖК РФ и
законом о потребкооперации, не ограничены требованиями закона № 161-ФЗ и
не имеют особых преимуществ, предоставленных вышеуказанным
кооперативам. С другой стороны, обязанность раскрывать информацию в
ЕИСЖС, административная и субсидиарная ответственность руководства,
ограничение этажности строительства, а также новая позиция судов
защищают участников и этих ЖСК.
Выводы
Новеллы о ЖСК, принятые государством в 2015 - 2018 годах, и позиция
высших судов уменьшили количество обманутых пайщиков. В тоже время они
снизили интерес граждан и девелоперов к жилищно-строительным
кооперативам. И пусть кооперативное строительство предполагает более
низкую стоимость жилья и возможность участвовать в принятии решений, оно
не гарантирует 100% сохранность средств участников. Здесь нет счетов
эскроу или выплат из компенсационного фонда. А субсидиарная
ответственность в случае банкротства отпугивает инициативных граждан от
создания ЖСК.
В свою очередь и строительные компании также не испытывают энтузиазма
по поводу ЖСК. Так, достройкой здания, принадлежащего ЖСК участников
долевого строительства, занимаются НКО Фонда по защите прав дольщиков
или Фонды субъектов РФ. А кооперативы, созданные в соответствии с
законом № 161-ФЗ, привлекают застройщиков, отвечающих установленным
требованиям. Независимым от власти компаниям трудно и невозможно
пробиться на этот рынок. Остаются обычные ЖСК. Но ограничение по
этажности делает их подряды невыгодными для крупных и устойчивых
девелоперов.
В результате по состоянию на 24.09.2019 года на ЕИСЖС
зарегистрировано только 5 ЖСК. А согласно сведениям, опубликованным
ресурсом «Дом.рф», в 2017 году в России было организовано всего 30
кооперативов. Большинство из них создано в соответствии с законом №
161-ФЗ. Зато на стадии банкротства, по данным Федресурса, находятся
сразу 43 ЖСК.
Так что если государство стремится развивать кооперативное строительство, оно должно его стимулировать.
Шагом в этом направлении стал проект Минэкономразвития о внесении
изменений в ЖК РФ, закон о государственной регистрации недвижимости, в
закон об ипотеке и в другие нормативные акты РФ. Он опубликован на
Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Разработчики
закона планируют распространить на ЖСК требования, предъявляемые к
застройщикам в сфере долевого строительства. Они предлагают обязать
кооперативы открывать только один расчетный счёт в уполномоченном банке с
условием, что операции по нему будут проходить в соответствии с законом
№ 214-ФЗ. Подобные требования исключат возможные махинации с деньгами
пайщиков и поставят операции ЖСК под контроль уполномоченных банков. Это
минимизирует риски рядовых кооператоров.
Кроме того, законопроект содержит статьи, определяющие подробный
порядок принятия и исключения граждан из ЖСК, а также внесение сведений
об этом в ЕГРЮЛ. Но самые важные новеллы планируется внести в законы об
ипотеке и государственной регистрации недвижимости. Новые статьи
предусматривают возможность передачи пая в залог и оформление ипотеки. К
этой форме залога станут применяться стандартные положения об ипотеке
недвижимости. А после того, как ЖСК построит дом и пайщик оформит право
собственности на квартиру в Росреестре, помещение автоматически окажется
в залоге у кредитора. В случае принятия закона эти нормы очень помогут
членам кооперативов, которые не имеют средств на дополнительные взносы и
платежи.
Однако даже такие изменения не решат всех проблем. ЖСК останется
добровольным объединением пайщиков, ведущих строительство на свой страх и
риск. Следовательно, существует опасность потерять деньги без
возможности получить компенсацию. С этой точки зрения строительство в
рамках кооператива безнадежно проигрывает участию в долевом
строительстве. Поэтому государству следует принять дополнительные меры в
этой сфере.
Можно, например, установить обязательные отчисления в компенсационный
фонд со стороны ЖСК и убрать ограничения по этажности. Эти меры будут
гарантировать возврат денег пайщикам в случае банкротства, и
кооперативное строительство в РФ снова оживится. В противном случае на
рынке останутся только кооперативы бывших дольщиков да ЖСК, созданные в
соответствии с законом № 161-ФЗ.
[1] Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» № 161-ФЗ от 24.07.2008 г.
[2] Постановление правительства РФ № 108 от 09.02.2012 года.
[3] Постановление правительства РФ № 558 от 06.06.2012 года.
[4] Закон № 3085 - 1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ».
[5] Федеральный закон № 236 - ФЗ от 13.07.2015 г.
<<<