Главная Рус Eng

Республика Таджикистан
Страница региона
Проектов:5
Инвесторов:2
Презентаций:3
    Компании региона
Президент: Эмомали Рахмон

Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан (15 апреля 2009 года)



Дорогие соотечественники!

         Уважаемые члены Маджлиси мили и  депутаты Маджлиси намояндагон!
         Уважаемые присутствующие!


В нынешнем году Послание Президента высшему законодательному органу предлагается вашему вниманию в условиях, когда весь мир охвачен острым финансово-экономическим кризисом, который оказывает своё негативное воздействие на все страны планеты, включая Таджикистан.
В связи с этим, прежде всего, следует отметить, что в последние годы, то есть до наступления кризисного периода в мировой экономике, Таджикистан находился на этапе устойчивого экономического развития и добился значительных успехов в деле повышения уровня и качества жизни населения.
Так, в прошлом году, несмотря на беспрецедентно продолжительные зимние морозы, маловодье и засуху, острый дефицит электроэнергии и рост цен на топливо и продовольствие, экономические показатели страны сохранили положительную тенденцию. Валовой внутренний продукт увеличился по сравнению с 2007 годом на 8 процентов, а объём его прироста за последние пять лет составил 46 процентов.
В 2008 году ВВП на душу населения увеличился по сравнению с 2007 годом на 35 процентов, капитальное финансирование – на 77 процентов и объём внешних инвестиций – на 15 процентов. Уровень инфляции уменьшился в 1,7 раза и составил 11,8 процента.
Кроме того, годовой доход населения увеличился на 34 процента, средняя заработная плата каждого работника – на 28 процентов, средний размер пенсии – почти в 2 раза, зарплата работников системы здравоохранения – на 60 процентов, науки, культуры и учреждений социальной защиты – на 50 процентов, образования и других бюджетных отраслей – на 40 процентов и оклады сотрудников правоохранительных органов и военных структур – почти в два раза. В течение года было создано 104 тысячи, а в целом за последние пять лет – свыше 510 тысяч новых рабочих мест.
Реальной основой стабильного социально-экономического развития страны в этот период стало выполнение задач, вытекающих из прошлогоднего Послания.
В ходе их выполнения был осуществлён ряд конкретных мероприятий, благодаря чему были обеспечены макроэкономическая устойчивость, социальная защита населения, развитие приоритетных отраслей, поддержка реального сектора и предпринимательства, а также создание на должном уровне благоприятного инвестиционного климата. С целью обеспечения развития отраслей экономики и социальной сферы страны за счёт средств бюджета в минувшем году было израсходовано более 5 миллиардов сомони, что на 1 миллиард 600 миллионов сомони, или на 47 процентов, больше, чем в 2007 году.
         Мы хорошо знаем свои резервы и возможности – и отчётливо осознаём, какую работу предстоит проделать и какие препятствия следует устранить для достижения поставленных нами целей.
         В связи с этим, в Послании нынешнего года, с целью сохранения устойчивого социально-экономического развития страны, я хотел бы высказать свои соображения о нынешнем состоянии экономики страны и путях возможного смягчения негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса.
         Признаки воздействия финансового кризиса на нашу экономику ощущались уже в последнем квартале прошлого года.
         Снижение темпов мирового экономического развития и уменьшение спроса на нашу экспортную продукцию (в частности, на хлопок и алюминий) привели к падению цен на них на 30-50 процентов и сокращению валютных поступлений в страну.
         Но особенно заметно признаки воздействия финансового кризиса на нашу экономику появились в первом квартале нынешнего года. Одним из них стало невыполнение плана доходной части государственного бюджета, что произошло впервые за последние восемь лет.
         Хотя рост ВВП в первом квартале 2009 года превысил 3,5 процента, тем не менее, предварительный анализ показывает, что в нынешнем году реальный рост валового внутреннего продукта будет несколько меньше по сравнению с прогнозными показателями.
         С первых же дней начала воздействия кризиса на экономику страны Правительство Таджикистана приняло ряд безотлагательных мер и сейчас ведёт планомерную работу по оперативному решению возникающих проблем.
         Антикризисная комиссия Правительства разработала план первоочередных мероприятий и приступила к его практической реализации. В рамках этого плана в нынешнем году на оказание поддержки государственному бюджету за счёт международных финансовых организаций будет привлечено более 280 миллионов сомони грантовых средств, ведутся переговоры о привлечении других дополнительных средств.
         Кроме того, для поддержания платёжного баланса и поддержки денежной системы страны за счёт Международного валютного фонда будет привлечено 300 миллионов сомони.

         С целью ускорения экономических реформ и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, Правительству Таджикистана и Национальному банку следует активизировать своё сотрудничество с международными финансовыми организациями, в том числе, с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития, другими международными финансовыми институтами.
         Наряду с этим, учитывая продолжение финансового кризиса и его перерастание во всеобъемлющий экономический кризис, Правительству
Таджикистана необходимо разработать, на основе использования имеющихся возможностей и ресурсов, план дополнительных антикризисных мер на краткосрочный период и решить следующие задачи:
- обеспечение макроэкономической устойчивости, что предполагает принятие необходимых мер в области денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики;
- развитие реальных секторов экономики, в том числе, малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение благоприятных условий для максимального привлечения инвестиций;
- создание новых рабочих мест, поддержка рынка труда и привлечение на него как можно большего количества безработных;
- неукоснительное выполнение мер по социальной поддержке населения в условиях экономического кризиса.
         Руководителям министерств и ведомств, особенно министерству финансов, Налоговому комитету, Таможенной службе, а также исполнительным органам государственной власти областей, городов и районов поручается, с учётом нынешнего состояния экономики, принять безотлагательные меры по исполнению государственного бюджета и обеспечить поступление всех видов налогов и обязательных платежей. Наряду с этим, им надлежит рассмотреть и проанализировать действующие налоговые льготы и представить Правительству страны обоснованные заключения об их эффективности.
         Создавшееся положение требует от Правительства страны рассмотрения вопроса о пересмотре материально-финансовых ресурсов и их направлении в приоритетные отрасли. Оно должно внести на рассмотрение Маджлиси намояндагон свои предложения о внесении соответствующих изменений в Закон Республики Таджикистан «О Государственном бюджете на 2009 год».
         Подчёркиваю, что обязательства государства в области социальной защиты населения, выплаты заработной платы, повышения окладов в сферах образования, здравоохранения и других социальных отраслях, выплаты пенсий, стипендий, денежных компенсаций и других социальных пособий будут выполнены полностью, независимо от создавшегося положения.

         В том, что касается эффективного и целевого использования бюджетных средств и обеспечения жёсткой финансовой дисциплины, министерству финансов, совместно с министерствами и ведомствами, местными исполнительными органами государственной власти и бюджетными организациями, надлежит определить реальные расходы республиканского и местных бюджетов и взять под контроль использование бюджетных средств.
         Кроме того, руководителям всех органов государственного управления, других бюджетных организаций и учреждений поручается принять необходимые меры по пресечению второстепенных трат на хозяйственные нужды, ремонт, закупку оборудования и транспорта, служебные командировки, расширение штатов, меры, не являющиеся в нынешних условиях приоритетными.
Финансовая политика требует по-настоящему серьёзного реформирования, которое должно проводиться в рамках специальной программы. На основании этой программы должны быть обеспечены реформа финансового управления государства, прозрачность, эффективность и жёсткий контроль за исполнением доходной и расходной частей государственного бюджета, оптимизация процесса формирования бюджета и налоговая реформа. В связи с этим, необходимо активизировать реализацию Единой стратегии государственного финансового управления.
В последние годы Правительство страны осуществило ряд мер по стимулированию реального сектора экономики.
Так, размеры налога на прибыль и социального налога были снижены с 35 до 25 процентов, а ставка налога на продажу хлопка-волокна – с 25 до 10 процентов. Строительство энергетических объектов и предприятий по глубокой переработке хлопка-волокна, а также ввоз современных производственных технологий и оборудования, сельскохозяйственной техники, а также хлопководческий сектор, были освобождены от таможенных и налоговых платежей, а размер налога на доходы физических лиц был снижен с 25 до 13 процентов.
Были предусмотрены многочисленные льготы с целью привлечения инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства, в сельскохозяйственной отрасли было введено единое налогообложение дехканских и фермерских хозяйств. Кроме того, хлопководческий сектор был освобождён от получения всяческих лицензий.
Несмотря на это, решение вопросов повышения эффективности производства, социальной защиты населения и создания новых рабочих мест зависит от плодотворной работы реального сектора экономики и развития малого и среднего предпринимательства, которые нуждаются в государственной поддержке.
С целью предотвращения воздействия финансово-экономического кризиса, создания благоприятного климата и стимулирования отечественных и зарубежных инвесторов, а также диверсификации экспорта товаров, было бы целесообразно предоставить дополнительные льготы по налогам отечественным производителям и субъектам малого и среднего предпринимательства.

         В связи с этим, Правительству Таджикистана поручается разработать и представить соответствующие нормативно-правовые документы о снижении ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов и налога с прибыли – с 25 до 15 процентов, а также об устранении других препятствий в области налогообложения. Кроме того, для налогоплательщиков, работающих по упрощённой системе, предельный размер общего дохода следует повысить с 600 тысяч до 800 тысяч сомони.
         Учитывая большую роль банковской системы, необходимо и далее оказывать ей поддержку за счёт использования экономических рычагов.
         Для реализации эффективной денежно-кредитной политики и обеспечения развития банковской системы необходимы совершенствование нормативно-правовых документов, связанных с усилением контроля за деятельностью кредитных организаций в области управления активами и обязательствами, обеспечение платёжеспособности и снижение банковских рисков, поскольку все эти меры направлены на устойчивость банковской системы страны.
         С целью обеспечения развития малого и среднего предпринимательства, увеличения объёмов производства отечественной продукции, повышения экспортного потенциала страны и увеличения на этой основе количества новых рабочих мест, Национальному банку и коммерческим банкам необходимо и в нынешнем году увеличить объёмы и количество предоставляемых кредитов.
За последние два года общая сумма предоставленных кредитов возросла с 2 миллиардов 300 миллионов до 4 миллиардов 800 миллионов сомони, а количество заёмщиков увеличилось со 180 тысяч до 400 тысяч человек.
Количество кредитов, предоставленных банками на развитие малого и среднего предпринимательства, увеличилось в прошлом году на 62 процента, и в первом квартале нынешнего года продолжилась тенденция его роста.
Несколько дней назад, во время встречи с руководителями Национального банка и коммерческих банков страны, они заявили, что, несмотря на воздействие мирового финансового кризиса, объём кредитования увеличится по сравнению с прошлым годом на 25 процентов. Это, разумеется, заслуживает поддержки.
Другой вопрос – это проценты по предоставляемым кредитам. Если сейчас годовой уровень инфляции равен 10 процентам, то средний годовой процент по выдаваемым кредитам составляет 23 процента, что является слишком высокой ставкой.
Коммерческим банкам и небанковским кредитным организациям рекомендуется пересматривать проценты по предоставляемым кредитам в зависимости от снижения уровня инфляции и более активно направлять имеющиеся средства на поддержку реального сектора экономики, особенно производственного предпринимательства. Кроме того, было бы целесообразно упростить процесс кредитования и соответствующую документацию.
С целью оказания дальнейшей поддержки банковской системе, Национальному банку поручается снизить проценты по кредитам, выдаваемым банкам, с 12 до 10 процентов, а норму обязательных резервов – с 10 до 8 процентов. Следует также принять необходимые меры по обеспечению платёжеспособности банков.
         Кроме того, надлежит обеспечить постоянный контроль за финансовым состоянием коммерческих банков и принятие в случае необходимости соответствующих мер.
         Коммерческие банки должны уделять серьёзное внимание вопросам привлечения капиталов, увеличения объёмов кредитования, особенно с целью развития производственного предпринимательства, и обеспечения возврата выданных кредитов.
В деле укрепления экономического потенциала страны постоянно возрастает значение совершенствования инвестиционной политики и как можно большего привлечения инвестиций. В рамках осуществления совместных инвестиционных проектов в настоящее время в стране реализуются 60 проектов, общая стоимость которых составляет 6 миллиардов 400 миллионов сомони.
Государственные инвестиционные проекты и прямые инвестиции будут в первую очередь направлены на полное удовлетворение потребностей страны в электроэнергии и развитие инфраструктуры.
В связи с этим, считаю необходимым определить порядок участия граждан, а также отечественных предприятий и организаций в строительстве гидроэлектростанций и инфраструктурных объектов, с учётом их стимулирования к этому. Правительство страны должно обеспечить выработку конкретных мер по созданию международных рейтингов и благоприятного инвестиционного климата, обеспечив осуществление своевременных шагов в этом направлении.
         Наряду с этим, учитывая значительный приток иностранных капиталов в национальную экономику, Правительству и парламенту страны необходимо принять конкретные меры по присоединению к соответствующим международным документам о защите прав инвесторов.
По предложению Консультативного совета при Президенте по улучшению инвестиционного климата, Правительством Таджикистана были одобрены и направлены на рассмотрение Маджлиси намояндагон проекты законов Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «Об акционерных обществах», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «О несостоятельности (банкротстве)» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

         Следует подчеркнуть, что принятие этих трёх законов положительно скажется на росте международного авторитета Таджикистана в связи с развитием предпринимательской деятельности и будет способствовать дальнейшему привлечению зарубежных инвестиций и стимулированию населения к предпринимательству.

Поэтому мы просим вас, народные депутаты, принять меры по скорейшему рассмотрению данных нормативно-правовых актов.
Кроме того, соответствующим структурам Правительства страны надлежит обеспечить прозрачную систему управления государственным имуществом, провести инвентаризацию государственной собственности и создать единый банк данных о ней.
Помимо этого, необходимо разработать новую эффективную и прозрачную систему подготовки каждого учреждения и объекта к продаже и обеспечить, с целью повышения эффективности работы приватизированных предприятий и соблюдения инвесторами обязательств, изучение и постоянный контроль за деятельностью новых собственников.
Поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из основных направлений экономической политики нашего государства. В связи с этим, с целью поддержки и дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства, прекращения необоснованных проверок и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, в соответствии с Указом Президента, с июля 2008 года сроком на два года объявлен мораторий на все виды проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, Агентству по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией было дано указание воздержаться в течение нынешнего года от проверок финансовой деятельности частного сектора.
Однако следует помнить, что эту поддержку нельзя воспринимать только как льготы, стимулирование и материальную помощь. В некоторых случаях всё это необходимо, однако самое важное заключается в том, чтобы как можно скорее ликвидировать искусственные препятствия и коррупцию.
В первую очередь мы должны решить вопросы упрощения процедур, связанных с началом и ведением предпринимательской и коммерческой деятельности.
Поэтому важной задачей является упрощение административных правил, касающихся субъектов предпринимательства. В этой области мы должны изменить и законодательную базу, и мышление чиновников.
         Мы должны осознать, что развитие малого и среднего предпринимательства означает увеличение числа рабочих мест и в целом – эффективный путь решения многих социальных проблем.
Анализ показывает, что система лицензирования в нашей стране остаётся по-прежнему сложной.
         Принцип «единого окна» в общении с предпринимателями должен стать реальностью, и здесь необходимо создать такие условия, чтобы каждый желающий предприниматель и гражданин мог в кратчайшие сроки зарегистрировать документы, относящиеся к его предпринимательской или коммерческой активности, и приступить к работе.
С целью дальнейшего упрощения правил государственной регистрации хозяйствующих субъектов необходимо внедрить новый принцип регистрации, а именно – уведомительный принцип. Такая практика повысит уровень взаимного доверия между государственными структурами и предпринимателями.
Пора путём принятия соответствующего закона, упорядочить правила получения всех видов лицензий. Оставив лишь те лицензии, которые направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также экономической безопасности страны.
         В связи с этим, Правительству страны надлежит, при участии широкого круга представителей частного сектора, неправительственных организаций и Общественного совета, разработать в кратчайшие сроки специальную программу улучшения предпринимательской среды и обеспечить её практическую реализацию.
         Кроме того, в условиях мирового финансово-экономического кризиса от предпринимателей и каждого достойного сына нации требуется, чтобы они с чувством высокой ответственности перед государством и обществом обеспечили выполнение своих обязательств по производству конкурентоспособной продукции, ввозу современных производственных технологий, созданию новых рабочих мест, а также своевременной уплате налогов и других социальных платежей.            

         Уважаемые присутствующие!
Мировой финансово-экономический кризис обязывает нас модернизировать и реструктурировать реальную экономику страны.
Мировой опыт развития реальной экономики требует определённой системы, которая предполагает неуклонный рост производства продукции с высокой добавочной стоимостью в валовом внутреннем продукте.
В этом случае нельзя уповать только на всесилие рынка. Правительство должно уделять больше внимания уровню реальной экономики, активно приступая к её диверсификации.
В первом квартале нынешнего года объём производства промышленной продукции снизился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 8,2 процента.  
Одной из причин падения промышленного производства является нехватка электроэнергии, поскольку промышленность, являющаяся энергоёмкой отраслью, была вынуждена работать в условиях жёсткой экономии электричества.
За этот период снизились объёмы производства продукции лёгкой, химической и пищевой промышленности, цветной металлургии, промышленности стройматериалов. Вместе с тем, по-прежнему на низком уровне остаётся использование производственных мощностей имеющихся предприятий. Так, в прошлом году не работали 12 процентов промышленных предприятий.
Хотя в ходе проведения реформ в промышленности за последние годы было принято множество программ по развитию отдельных отраслей (в частности, программы по добыче и переработке драгоценных камней и металлов, по развитию лёгкой промышленности, по глубокой переработке первичного алюминия, хлопка-волокна и т. п.), и несмотря на то, что в прошлом году приступили к работе около 140 промышленных предприятий, на которых было создано 3700 новых рабочих мест, тем не менее, указанные программы всё ещё не реализованы в должной мере.
С учётом такого положения, министерству энергетики и промышленности, местным исполнительным органам государственной власти следует принять безотлагательные меры по устранению имеющихся в этой области недостатков и проблем.
В настоящее время, с целью развития горнорудной и лёгкой промышленности, и особенно – глубокой переработки первичного алюминия, хлопка-волокна и другой сельскохозяйственной продукции, а также расширения выпуска экспортной продукции, в стране ведутся строительство нескольких предприятий и оснащение их современными технологиями.
В первом квартале нынешнего года, с учётом ранее простаивавших предприятий, к работе приступило более 90 новых предприятий. В настоящее время предприятия отрасли имеют возможность обеспечить работой 14 тысяч человек.
За последние пять лет на развитие стратегических отраслей экономики страны, включая энергетику, транспорт, коммуникации, сельское хозяйство, и обеспечение продовольственной безопасности из всех источников государственного финансирования было направлено более 7 миллиардов сомони.
Кроме того, в ближайшие три года их финансирование будет увеличено на 50 процентов, на что предусмотрено выделение свыше 10 миллиардов сомони.
Поддержание экономического развития на стабильном уровне и обеспечение выполнения различных программ в социально-экономических отраслях, предусмотренных Национальной стратегией развития на период до 2015 года, зависят от решения энергетических проблем. В этой области должны быть выполнены следующие задачи:
Во-первых, строительство малых, средних и крупных гидроэлектростанций и линий электропередачи, создание единой энергетической системы страны.
Во-вторых, ремонт и модернизация гидроэнергетических объектов и восстановление их потенциала, реконструкция сетей транспортировки электроэнергии и газа, переход на энергосберегающие технологии и обеспечение планомерного развития энергетической отрасли.
В-третьих, за счёт использования всех резервов и возможностей, а также привлечения внутренних и внешних инвестиций обеспечить в ближайшие три года потребности страны в собственном природном газе и в ближайшие четыре года – в электроэнергии, что будет означать достижение энергетической независимости Таджикистана.

         В настоящее время Правительство Таджикистана проводит необходимую работу по восстановлению имеющихся энергетических мощностей и строительству новых объектов отрасли, а также по привлечению внешних инвестиций для реализации энергетических проектов.
Сейчас ускоренными темпами ведётся строительство Рогунской гидроэлектростанции и ГЭС «Сангтуда-2», а в мае нынешнего года будет полностью сдана в эксплуатацию ГЭС «Сангтуда-1». Сооружение гидроэлектростанции «Сангтуда-2» будет завершено в 2011 году.
За последние годы в страны были построены и сданы в эксплуатацию150 малых электростанций, в результате чего значительно улучшилось обеспечение населения отдалённых горных районов электроэнергией.
В соответствии с Государственной программой строительства малых электростанций, в первом квартале были сданы в эксплуатацию 15 таких электростанций, а сооружение 26 других малых электростанций продолжается ускоренными темпами. Иными словами, всего к концу года будет построено и сдано в эксплуатацию 50 малых электростанций.
В настоящее время за счёт выделения 460 миллионов сомони ведётся модернизация Нурекской ГЭС, которая  36 лет проработали без ремонта. Эта работа будет полностью завершена в течение ближайших пяти лет.
Необходимо подчеркнуть, что восстановление и полная модернизация Нурекской и Кайраккумской гидроэлектростанций, а также Яванской теплоэлектроцентрали позволит стране дополнительно получать более 400 мегаватт электроэнергии.
В настоящее время началась подготовительная работа по модернизации каскада гидроэлектростанций на реке Вахш, и после её окончательного завершения производственная мощность указанных ГЭС увеличится на 70 мегаватт.
Наряду с этим,  министерству энергетики и промышленности, компании «Барки тоджик» надлежит, совместно с отечественными и зарубежными компаниями, изучить вопрос строительства гидроэлектростанций «Нуробод-1», «Нуробод-2», «Санобод», «Фондарьё» и «Шураб», а также новой теплоэлектроцентрали в городе Душанбе, и продолжить разработку документов по их технико-экономическому обоснованию.
В рамках создания единой энергетической системы страны в 2008 году было полностью завершено строительство 220-киловольтной линии электропередачи «Лолазор – Хатлон», а сооружение 500-киловольтной ЛЭП «Юг – Север», протяжённостью 386 километров, будет закончено на полтора года раньше намеченного срока, то есть к концу нынешнего года.
Говоря о перспективах развития газовой отрасли и использования её резервов, следует отметить, что в настоящее время продолжается сотрудничество с 15 отечественными и зарубежными предприятиями и компаниями на 87 нефтегазоносных площадках ведутся поисково-разведочные работы.    
В 2008 году два города – Курган-Тюбе и Сарбанд, а также три района Хатлонской области были обеспечены газом собственного производства. Кроме того, в сотрудничестве с отечественными и зарубежными компаниями ускоренными темпами ведутся геологоразведочные работы на газоносных площадках в окрестностях города Душанбе и в Хатлонской области.
С целью максимального удовлетворения потребностей страны в газе и улучшения состояния газовых сетей, соответствующие структуры должны, совместно с отечественными и зарубежными инвесторами, принять меры по восстановлению и вводу в эксплуатацию имеющихся газовых скважин, а также проведению геологоразведочных работ на других месторождениях.
Другим важным направлением обеспечения энергетической безопасности является широкое использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.    
Я уже высказался по этому вопросу в своём прошлогоднем Послании, и теперь вновь подчёркиваю, что для обеспечения эффективной работы всех отраслей национальной экономики и удовлетворения спроса потребителей на электроэнергию и тепло министерству энергетики и промышленности, Госкомитету по инвестициям и управлению государственным имуществом надлежит, совместно с другими задействованными министерствами и ведомствами, принять конкретные меры по широкому использованию источников получения энергии, включая газ, которым так богат Таджикистан, а также возобновляемые источники энергии.
         С целью достижения своей стратегической цели – обретения энергетической независимости страны – мы и впредь будем прилагать усилия по максимальному использованию гидроэнергетических ресурсов страны в интересах нашего народа и всего региона.
В условиях рыночной экономики, и особенно мирового финансово-экономического кризиса, огромное значение имеет обеспечение рационального и бережного использования энергетических ресурсов, в первую очередь, электроэнергии, газа и воды.
Поэтому пора всеми возможными путями и способами положить конец расточительному потреблению и потерям электроэнергии, природного газа, тепла и воды. Жизнь требует от нас быть бережливыми во всём.
Мы должны уделить серьёзное внимание культуре потребления и экономии электроэнергии, газа и воды. В развитых странах мира, в частности, в европейских, «энергетическую культуру» преподают в школах с младшего возраста.
Другой пример: в Соединённых Штатах Америки и странах Европейского Союза путём принятия специальных законов поэтапно водится запрет на продажу лампочек, потребляющих слишком много электроэнергии.
Использование современных энергосберегающих ламп снижает расход электроэнергии в пять раз и, кроме того, увеличивает срок их эксплуатации в 8-10 раз.
Хотел бы также остановиться на опыте Дании. За два последних десятилетия этой стране, за счёт реализации программы экономии энергии и повышения культуры её потребления, удалось без особых энергетических затрат увеличить объём своего валового внутреннего продукта в два раза.
Многие из вас помнят об энергетическом кризисе 70х годов прошлого века в странах Америки, Евросоюза, Канаде и Японии. Благодаря проведению разъяснительной работы с населением, этим странам удалось за короткий срок снизить расход электроэнергии на 4-14 процентов.
Дефицит электроэнергии в нашей стране составляет ежегодно 4,5 миллиарда киловатт-часов, и одним из путей снятия его остроты является широкое внедрение использования энергосберегающего оборудования.
В связи с вопросом экономного потребления электроэнергии я хотел бы обратить ваше внимание и внимание народа Таджикистана на те результаты, которые можно получить за счёт реализации всего лишь одной меры – замены нынешних лампочек на энергосберегающие.
Сегодня количество бытовых потребителей электроэнергии превышает 1 миллион семей. Анализ показывает: если в каждом домохозяйстве в среднем по  12 часов в сутки используется в среднем по 8 лампочек нынешнего образца, общей мощностью 800 ватт, то за год общее потребление электроэнергии населением составляет 3 миллиарда 620 миллионов киловатт-часов.
В случае же использования энергосберегающих лампочек годовой расход электроэнергии населением составит 506 миллионов киловатт-часов.
Иными словами, замена нынешних лампочек энергосберегающими лампами позволит только за счёт населения сэкономить 3 миллиарда 120 миллионов киловатт-часов электроэнергии, что равняется объёму производства гидроэлектростанции мощностью 810 мегаватт.
Кроме того, в стране есть и другая группа потребителей электроэнергии, состоящая из производственных и непроизводственных предприятий, бюджетных учреждений и организаций, а также коммерческих предприятий, общая численность которых достигает 33 тысяч.
Наряду с этим, следует сказать, что на сегодня в стране зарегистрирована 241 тысяча малообеспеченных семей, которым компенсации за коммунальные услуги выплачиваются за счёт государственного бюджета.
В случае, если каждая малообеспеченная семья получит по 8 энергосберегающих лампочек, общая сумма расходов составит 25 миллионов сомони. При использовании нынешних ламп объём потребления электроэнергии составляет 845 миллионов киловатт-часов, а при переходе на использование энергосберегающих лампочек он будет равен 101 миллиону киловатт-часов, то есть разница составит 744 миллиона киловатт-часов.
Благодаря этому малоимущие семьи в целом смогут сэкономить в течение года 44,5 миллиона сомони.

         Учитывая то обстоятельство, что ежегодно потери электроэнергии в нашей стране составляет 2 миллиарда 900 миллионов киловатт-часов (в 2008

году – 3 миллиарда киловатт-часов), использование энергосберегающего оборудования способствовало бы снижению потерь в электросетях.
         Таким образом, благодаря этому 241 тысяча малообеспеченных семей смогли бы платить на 45 миллионов, а население в целом – на 187 миллионов сомони меньше.
Для решения указанных проблем необходимо, чтобы:
         1. Правительство, министерство и ведомства, другие организации и учреждения, независимо от формы собственности, до конца 2009 года полностью перешли на использование энергосберегающих электроламп.
2. Исполнительные органы государственной власти областей, городов и районов организовали разъяснительную работу среди населения и до конца года обеспечили организаций, учреждений и коммерческих предприятий на энергосберегающие лампы.
3. Министерства финансов, энергетики и промышленности, труда и социальной защиты населения, компания «Барки тоджик» осуществили до конца нынешнего года меры по обеспечению малоимущих слоёв населения энергосберегающими лампами.
4. Соответствующие министерства и ведомства рассмотрели вопрос о постепенном запрете на ввоз ламп накаливания и представили в Правительство конкретные предложения об этом.
5. С учётом огромной важности вопроса и с целью реализации указанных мероприятий была создана компетентная правительственная комиссия в составе экспертов соответствующих министерств и ведомств.
6. Министерство экономического развития и торговли, энергетики и промышленности, Госкомитет по инвестициям и управлению государственным имуществом обеспечили в 2009-2010 годах строительство и сдачу в эксплуатацию двух предприятий по выпуску энергосберегающих ламп.           
         7. Комитет по телевидению и радио при Правительстве Республики Таджикистан организовало освещение вопросов, связанных с экономным потреблением электроэнергии.
С учётом опыта развитых стран, в Таджикистане также необходимо привлечь квалифицированных специалистов к работе по энергосбережению и обеспечить применение современного энергосберегающего оборудования и технических средств производства и передачи электроэнергии.
         В связи с этим, министерствам энергетики и промышленности, экономического развития и торговли, с целью сокращения потерь электроэнергии, природного газа и воды, надлежит разработать программу эффективного использования энергетических ресурсов и экономии энергии на 2009-2015 годы и представить её Правительству Таджикистана.
Как известно, другой стратегической целью нашего государства является окончательный вывод страны из коммуникационной изоляции. Ибо развитие коммуникационной инфраструктуры считается важным фактором прогресса экономики.
За последние годы Правительством Таджикистана, за счёт использования крупных бюджетных средств и зарубежных инвестиций, в этом направлении проделана значительная работа. К настоящему времени построены или реконструированы 1 тысяча 200 километров автомобильных дорог, 14 километров туннелей, 93 моста и 5 километров противооползневых сооружений.
В области строительства и модернизации автомобильных дорог, туннелей и мостов в настоящее время реализуются инвестиционные проекты на общую сумму 2 миллиарда 20 миллионов сомони. В рамках их осуществления в нынешнем году раньше установленного срока была завершена реконструкция 350-километровой автодороги Душанбе – Чанак, ускоренными темпами ведутся строительство и модернизация автомобильной магистрали Душанбе – граница с Кыргызской Республикой – Саритош, протяжённостью 400 километров.
Кроме того, ведутся работы по подготовке к реализации ещё 5 проектов, связанных с реконструкцией 380 километров дорог.
В целом в ближайшие три года на финансирование дорожного строительства будет направлено 2 миллиарда сомони, и к празднованию 20-летия государственной независимости наша страна полностью выйдет из коммуникационной изоляции.
         В связи с этим, Правительству страны надлежит принять необходимые меры по созданию инфраструктур, способствующих выходу Таджикистана из коммуникационной изоляции, их приведению в соответствие с международными стандартами и их поддержанию в хорошем состоянии, а также по внедрению механизмов самофинансирования.
Нынешнее состояние мировой экономики обязывает нас эффективно использовать современные механизмы повышения уровня и качества обслуживания в отраслях транспорта и связи. При этом необходимо придать новый импульс развитию воздушного транспорта.
Для этого, в рамках реформирования данной отрасли, в прошлом году её структура была реорганизована. Нам необходимо привести инфраструктуру аэропортов и всю авиационную отрасль в соответствие с потребностями национальной экономики и международными стандартами.
Наряду с этим, необходимо увеличить количество авиамаршрутов отечественных и зарубежных компаний, а также создать надлежащие условия для повышения уровня и качества обслуживания на воздушном транспорте, обеспечения безопасности и снижения стоимости услуг.
С учётом этих задач, министерству транспорта и коммуникаций, Государственному унитарному предприятию «Душанбинский международный аэропорт», с целью приведения Душанбинского аэропорта в соответствие с современными нормами , надлежит обеспечить сдачу в эксплуатацию его нового терминала, стоимостью 140 миллионов сомони, к сентябрю 2011 года.
Уровень обслуживания на железнодорожном транспорте также должен отвечать современным требованиям, в связи с чем необходимо повысить качество грузовых и пассажирских перевозок, а также ввести реальные тарифы на них.
         Учитывая это, министерству транспорта и коммуникаций, Государственному унитарному предприятию «Таджикская железная дорога» необходимо разработать и реализовать план модернизации данной отрасли. Кроме того, следует активизировать процесс укрепления её материально-технической базы и строительство 46-километровой железной дороги Душанбе – Курган-Тюбе, которое началось накануне праздника Навруз.

         Уважаемые присутствующие!
         Другой важнейшей отраслью национальной экономики является сельскохозяйственный сектор, от уровня развития которого в основном зависит продовольственная безопасность страны. В прошлом году общий объём производства сельскохозяйственной продукции увеличился по сравнению с 2007 годом на 8 процентов.
         Вместе с тем, некоторые производственные показатели отрасли, степень обеспечения продовольственной безопасности и создания новых рабочих мест пока нельзя назвать удовлетворительными, а вопрос эффективного использования воды и земли требует более серьёзного подхода.
Уровень зависимости потребительского рынка страны от импорта основных продуктов питания остаётся по-прежнему высоким. Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо повысить объём производства основных продуктов питания, а для удовлетворения спроса населения страны на продовольствие следует материально-техническую базу сельских хозяйств.
С целью успешной реализации программ по развитию сельскохозяйственной отрасли, восстановлению её инфраструктуры и ирригационных сетей, управлению водными ресурсами, закупке техники, семян и минеральных удобрений, за последние пять из всех источников государственного финансирования было израсходовано в целом 2 миллиарда сомони.
И в нынешнем году из государственного бюджета и за счёт инвестиционных проектов на эти цели будет направлено более 700 миллионов сомони.

         В результате практической реализации программ развития различных секторов сельского хозяйства и осуществления других действенных мер значительно возросли производство сельскохозяйственной продукции и её экспорт.

За последние пять лет из нашей страны был экспортирован один миллион тонн свежих и сушёных фруктов, а также более чем на 800 миллионов сомони овощей. Однако этого очень мало, если учесть имеющиеся возможности. Экспортный потенциал сельскохозяйственной отрасли нашей страны используется пока далеко не полностью.
В связи с этим, министерству сельского хозяйства и Академии сельскохозяйственных наук, руководителям местных исполнительных органов государственной власти надлежит принять конкретные меры по широкому использованию высокопродуктивных сортов зерновых культур, овощей и картофеля, развитию садоводства и виноградарства с целью обеспечения внутреннего рынка и повышения экспортного потенциала страны, а также обеспечить своевременную реализацию правительственных отраслевых программ.
         Важным делом в этом направлении является организация лизинговых центров сельскохозяйственной техники во всех районах республики.
         Наряду с этим, министерству экономического развития и торговли, совместно с министерством сельского хозяйства и Госкомитетом по инвестициям и управлению государственным имуществом, необходимо, серьёзно изучив вопрос производства экспортных сельхозкультур, разработать специальную программу по организации их широко выращивания и представить её в Правительство страны.
Несмотря на то, что на ряде направлений наши земледельцы добились заметных успехов, производство одной из главных сельскохозяйственных культур – хлопка – с каждым годом сокращается.
Основными причинами снижения показателей хлопководческого сектора являются несоответствие порядка его финансирования требованиям времени, уменьшение заинтересованности хлопкоробов в конечном результате, низкое качество семян, невысокое плодородие земли, ухудшение мелиоративного состояния почв и выход из строя оросительных сетей.
В 2008 году на поддержку сельскохозяйственной отрасли из средств государственного бюджета было выделено 140 миллионов сомони, которые через отечественные банки были выданы в виде кредитов дехканским хозяйствам, особенно хлопкосеющим. В нынешнем году с целью предоставления земледельцам льготных кредитов сроком до полутора лет из государственного бюджета было выделено ещё 180 миллионов сомони.
Министерствам экономического развития и торговли, сельского хозяйства, другим задействованным министерствам и ведомствам поручается определить пути решения проблемы задолженностей хлопководческих хозяйств и их дальнейшей поддержки – и принять меры в этом направлении. 
         В связи с этим, министерству сельского хозяйства и Академии сельскохозяйственных наук надлежит, совместно с другими министерствами и ведомствами, исполнительными органами государственной власти областей, городов и районов, принять меры по повышению урожайности хлопчатника и обеспечению прибыльности данной отрасли.
         Наряду с этим, руководителям исполнительных органов государственной власти областей, городов и районов следует воздерживаться от вмешательства в деятельность дехканских хозяйств и обеспечивать земледельцев техникой, семенами и минеральными удобрениями.
         Кроме того, сельского хозяйства и образования, а также исполнительным органам государственной власти областей, городов и районов поручается в дальнейшем категорически воздерживаться от привлечения школьников и студентов на полевые работы, особенно – на сбор хлопка.
         Одним из путей обеспечения сельского населения рабочими местами и снижения благодаря этому уровня безработицы и бедности является освоение залежных и новых земель. В настоящее время в стране не используются 57 тысяч гектаров земли.
         Если к обработке каждого гектара этих земель привлечь по четыре человека, рабочими местами будут обеспечены 230 тысяч сельских жителей. Кроме того, если получать с каждого гектара по 20 центнеров урожая, объём производства сельскохозяйственной продукции в целом по стране увеличится на 100 тысяч тонн.
При освоении новых земель, наряду со средствами республиканского бюджета, следует также широко использовать средства местных бюджетов, а также отечественных и зарубежных инвесторов.
Кроме того, следует сформировать рынок земельных сертификатов и организовать его эффективное функционирование, а также активизировать процесс внедрения рыночных отношений, эффективное использование воды и земли, расширить проведение повторного сева.
         В связи с этим, министерствам сельского хозяйства, мелиорации и водных ресурсов, Агентству по землеустройству, геодезии и картографии, Академии сельскохозяйственных наук, совместно с соответствующими министерствами и ведомствами, исполнительными органами государственной власти областей, городов и районов, необходимо принять решительные меры по укреплению законодательной базы нового этапа реформирования сельскохозяйственной отрасли, вводу в сельскохозяйственный оборот новых земель и ежегодной организации повторного сева на площади не менее 200 тысяч гектаров.
          Следует помнить, что это – один из путей обеспечения продовольственной безопасности страны.
Наряду с этим, необходимо подчеркнуть, что стабильность производства сельскохозяйственной продукции зависит от рационального и эффективного использования водных ресурсов страны.
В сегодняшних условиях, когда ощущаются нехватка воды в регионе, последствия засухи и маловодья и влияние изменения климата на основной источник водных ресурсов Центральной Азии – ледники Бадахшана, необходимо изучить новые принципы управления водными ресурсами на основе механизмов бассейнового и интегрированного управления – и рассмотреть возможность их внедрения.
В связи с этим, министерствам мелиорации и водных ресурсов, экономического развития и торговли, Госкомитету по инвестициям и управлению государственным имуществом следует разработать для конкретных регионов страны инвестиционные проекты по освоению новых земель, улучшению мелиоративного состояния почв и экономному использованию воды – и принять действенные меры по привлечению зарубежных и отечественных инвестиций.
         Пользуясь случаем, я ещё раз обращаюсь к всему благородному народу Таджикистана, особенно сельскохозяйственным предпринимателям, дехканам, сельским жителям и всем, у кого есть хотя бы небольшой земельный участок, с призывом обеспечить в условиях мирового финансового кризиса, маловодья и засух, поразивших многие страны мира, рациональное и эффективное использование земли и воды, удовлетворить потребности своих семей за счёт выращивания различных сельскохозяйственных культур и тем самым внести свой патриотический вклад в защиту продовольственной безопасности страны…

Полный текст Послания опубликован на официальном сайте Президента Республики Таджикистан