Формирование благоприятного инвестиционного климата - приоритетная задача республики, поскольку эффективность инвестиционной деятельности определяет в конечном итоге конкурентоспособность реального сектора экономики.
Основополагающая роль в решении этой задачи отводится развитию государственно-частного партнерства как эффективного механизма развития инвестиционной деятельности в плане реализации важнейших как для республики, так и для России в целом крупных комплексных проектов. В этом числе проект «Комплексное развитие Забайкалья», проект туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкальская гавань», проекты региональных зон экономического благоприятствования, значимые региональные инвестиционные проекты. К числу последних относятся региональные проекты «Создание туристского кластера Тункинской долины Республики Бурятия» (развитие инфраструктуры санаторно-курортной местности «Нилова Пустынь» и «Жемчуг»), «Строительство подстанции «Затон» (инфраструктура города Улан-Удэ). Отрабатываются вопросы привлечения на вышеобозначенные цели средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и организации сотрудничества с ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Продолжается работа по созданию и развитию региональных зон экономического благоприятствования. По итогам конкурсов, состоявшихся в 2009 году, определены 5 муниципальных образований-победителей, на территории которых будут созданы зоны туристско-рекреационного типа (г.Улан-Удэ, г.Северобайкальск, Тункинский, Северобайкальский и Заиграевский районы), а также 1 муниципальное образование, где будет развиваться зона экономического благоприятствования промышленно-производственного типа - г.Улан-Удэ.
Исходя из установленных приоритетов развития реального сектора экономики в республиканском бюджете ежегодно формируются расходы инвестиционного характера. Их роль заключается в инфраструктурном обеспечении развивающихся ключевых производственных комплексов, а также в применении к субъектам инвестиционной деятельности действенных финансовых стимулов. В частности, осуществляется:
- модернизация и создание стратегически важных для республики объектов транспортной, энергетической, инженерной, информационно-коммуникационной инфраструктуры для развития минерально-сырьевого, топливно-энергетического, транспортно-логистического, туристско-рекреационного, агропромышленного и инновационного комплексов;
- реконструкция и модернизация жилищного фонда и инженерно-технической, коммунальной инфраструктуры с целью создания условий для нормального жизнеобеспечения и привлечения частных инвестиций;
- развитие социальной инфраструктуры с целью повышения обеспеченности населения республики объектами здравоохранения, культуры, образования, спорта, физической культуры, социальной защиты;
- адресная поддержка реализации наиболее значимых, эффективных инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности республики;
- государственная поддержка малого предпринимательства;
- формирование системы поддержки инновационной деятельности в республике;
- реализация природоохранных мероприятий и создание условий безопасности жизнедеятельности.
Рейтинг инвестиционной привлекательности Республики Бурятия
По рангу инвестиционного климата Республика Бурятия отнесена Рейтинговым Агентством «РА-Эксперт» к регионам группы 3В2, что означает «незначительный потенциал, умеренный риск».
В числе 83 российских регионов по рангу инвестиционного потенциала республика находится на 58 месте. При этом достаточно высоко оценивается природно-ресурсный потенциал - 19 место и туристический потенциал - 11 место (в 2006 году - 45 место). За прошедший год повысился рейтинг таких составляющих инвестиционного потенциала республики как трудовой, инфраструктурный и туристический.
Как утверждает «Эксперт РА», по сочетанию различных аспектов инвестиционного риска Республику Бурятия можно охарактеризовать как регион с устойчивой и компетентной властью и хорошей экономической репутацией и находящийся на пути снижения некоммерческих рисков инвестирования.