Главная Рус Eng

Тюменская область
Страница региона
Проектов:21
Инвесторов:2
Презентаций:4
    Компании региона
Якушев Владимир Владимирович

"Будущее Тюменской области - это инновации, ориентированные на нефтегазовый сервис".


Власти Тюменской области, избрав для развития региона ориентированный на результат программно-целевой метод работы, системно и последовательно добиваются решения ключевых задач, двигающих экономику области вперед. В короткие сроки удалось добиться прорывных результатов во многих сферах жизнедеятельности региона. Уходящий год, несмотря на кризис, не стал исключением – ввод жилья на 30% превышает плановые показатели, объем добычи углеводородов удвоился, а тюменский картофель на семена закупает даже Кубань. О том, с какими результатами, в том числе и по самым "проблемным" отраслям, провожает год Тюменская область, какие задачи ставит перед собой региональная власть в 2010 году, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Урал" губернатор Тюменской области Владимир Якушев.

 

 

            - Владимир Владимирович, заканчивается трудный год. Как Тюменская область справляется с последствиями мирового финансового кризиса? Удалось ли выполнить все намеченное?

            - В течение всего года действия областного правительства были антикризисными, поэтому нам удалось справиться с возникшими проблемами, решить их и достичь намеченных результатов. То, что наша экономика серьезно диверсифицирована - у нас нет моногородов, нет предприятий, на которых работает более десятка тысяч человек - позволило нам пережить последствия кризиса менее болезненно, чем другим регионам.

            Индекс промышленного производства в Тюменской области за 11 месяцев составил 91,8% к аналогичному периоду прошлого года - это выше, чем в среднем по России. В год, не особенно удачный для инвестиционных процессов, у нас введены в промышленную эксплуатацию два месторождения углеводородов. Добыча выросла вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В текущем году мы собрали хлеба больше, чем в прошлом. Урожайность зерновых выросла с 21 до 23,4 центнера с гектара.

            Планируем ввести более 900 тыс. кв. метров жилья. Хотя первоначально предполагали выйти на 600-650 тыс. кв. метров. В регионе - самая низкая безработица в России, одна из самых низких задолженностей по зарплате, и мы держим эту ситуацию под контролем. Конечно, по ряду показателей есть падение. Во втором квартале наблюдалось сокращение розничного товарооборота, что, естественно, говорит о снижении внутреннего спроса и покупательской способности населения. Сейчас эти показатели выравниваются.

            Парадоксально, но объем платных услуг в области стабильно растет в течение всего года. Видимо, несмотря ни на что, сказались внедренные компаниями за последнее время разработки по предоставлению новых услуг. Они пользуются спросом, и люди платят за них деньги. Иначе это не объяснить.

            Вместе с тем, расслабляться рано.

 

 

            - С 2010 года один из основных источников дохода регионального бюджета – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) постепенно начнет переводиться на федеральный уровень. Как отразится централизация НДПИ на развитии региона? Есть ли возможности для того, чтобы компенсировать потери?

            - Почти 38% бюджета возместить сложно, сколько бы мы сегодня ни говорили о том, что будем привлекать инвесторов, и у нас заработают инвестиционные программы. Если говорить о частичном замещении этого источника, то в этом году в области введен крупнейший завод по производству металлоконструкций – "Тюменьстальмост". Это очень перспективное производство. В России всего четыре таких завода, а по технологиям и оборудованию, которыми он оснащен, это - завод номер один.

            Понятно, что мосты и дорожные развязки в таком объеме, как в 2007-2008 годах, сейчас возводиться не будут. Но даже в условиях кризиса заказы у завода есть, и при полной загрузке он сможет получать до 5 млрд рублей прибыли в год. Из этой суммы в региональный бюджет поступит 24%, то есть, около одного млрд рублей.

            Крупный проект реализует УГМК-Сталь. В 2009 году в силу известных причин работа замедлилась, но сейчас компания вновь вливается в проект, прилагает усилия, чтобы получить средства из инвестиционного фонда РФ на его реализацию. Тюменская область участвует в софинансировании проекта, но только в одной части – строим подстанцию и решаем вопрос обеспечения электроэнергией. Производство энергоемкое, и для металлургического завода эта проблема очень актуальна. При полной загрузке предприятие обеспечит дополнительно до тысячи рабочих мест, при вводе всех очередей сможет получать около 1 млрд рублей прибыли и менее четверти из нее поступит в региональный бюджет.

            Потери же по НДПИ – 36 млрд рублей. Думаю, понятно, сколько надо еще работать, чтобы заменить выпадающие доходы бюджета.

 

 

            - Предусматривают ли федеральные власти какой-то механизм компенсации?

            - Переходный период продлится четыре года. В 2010 году регион получит компенсацию в размере 100% выпадающих доходов от НДПИ, затем каждый год будем терять по 25% от этой суммы. За это время субъект должен перестроиться, пересмотреть свою доходную часть, сократить инвестиционные программы и привыкать к другой жизни.

            Компенсации, которые предложены не в связи с потерей НДПИ, а с уменьшением налога на прибыль, а именно - транспортный налог и акцизы - они несоизмеримы, и нам эту проблему решить не помогут.

 

 

            - То есть, существует вероятность, что из региона-донора Тюменская область превратится в регион-реципиент?

            - Конечно, существует.

 

 

            - Скажется ли передача НДПИ на реализации межрегиональной программы "Сотрудничество"?

            - Источником программы "Сотрудничество", которую финансируют три субъекта РФ – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Тюменская область - является налог на прибыль. Напрямую потеря НДПИ на программе не отразится. Другое дело, что в ней присутствовали объекты, представляющие собой инвестиционные программы – это строительство, реконструкция и так далее. Возможно, с утратой такого источника там появятся мероприятия, которые мы будем вынуждены относить к текущим расходам. В любом случае потеря НДПИ достаточно серьезный удар по региону.

 

 

            - Тюменская область давно и последовательно работает над модернизацией экономики, тем не менее, Вы в послании областной Думе вновь обозначили инновации приоритетом на следующий год. С чем это связано, и какие действия запланированы на 2010 год?

            - Следующий год будет еще достаточно безоблачным, поэтому все мероприятия по поддержке крупного и малого бизнеса на 2010 год мы сохранили. Предусмотрены, в частности, компенсации процентных ставок по кредитам на обновление производства, по лизинговым платежам за новое оборудование. Компенсируем нефтегазовым компаниями 8% от стоимости техники, закупаемой на тюменских заводах, чтобы у наших предприятий появился дополнительный ресурс на переоснащение производства. Основная задача на следующий год - в полном объеме отработать все мероприятия. Ничего нового мы не придумаем, а это - реальная финансовая поддержка для того, чтобы серьезно заниматься модернизацией.

            У нас есть организационные и интеллектуальные ресурсы для развития науки и новых технологий. Тюменская область всегда была инновационным краем. Российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) развивался на тех идеях, которые появлялись здесь. Будущее Тюменской области - я уверен - это наука, которая привязана к ТЭКу, это - инновации, ориентированные на нефтегазовый сервис. Почва для этого создана.

            В области обучается почти 90 тысяч студентов, есть Тюменский государственный нефтегазовый университет, который является базовым для нефтегазовых компаний. Действует первая очередь технопарка с нефтегазовой специализацией – Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа.

            Работа первой очереди технопарка показала, что одной площадки мало. Инновационных площадок должно быть в десятки раз больше, чтобы мы реально заговорили об инновационном процессе. Серьезно обдумываем вопрос строительства второй очереди технопарка. Рассматривается возможность покупки зданий для расширения бизнес-инкубатора. Все эти процессы идут, и мы рассчитываем на серьезный эффект в инновационной сфере.

 

 

            - Тем не менее, инвесторы не очень охотно вкладывают средства в научно-исследовательские проекты. Сложно ли привлечь инвесторов в эту деятельность? Актуальна ли такая проблема для региона?

            - Благодаря специфике региона, у науки, ориентированной на ТЭК, особых проблем с финансированием нет. Все крупные нефтяные компании, которые очень внимательно следят за современными технологиями и оборудованием, имеют в Тюмени научно-исследовательские институты.

            Но есть другие сферы. Мы, например, стараемся сделать высокотехнологичную отрасль из аграрного сектора. Здесь без помощи государства пока не обойтись. Работаем над этим, и есть результаты. Тюменский НИИ Северного Зауралья Сибирского отделения академии наук сегодня сотрудничает практически со всеми крупными сельхозпредприятиями региона. Хорошее взаимодействие есть с агрофирмой "КРИММ", крупнейшим предприятием по выращиванию семенного картофеля не только в Тюменской области, но и в России. Хотя это предприятие находится в Сибири, семена, которые здесь покупают, везут и в Краснодар, и в Ростов, и в другие южные территории. Институт выполняет разработки в сфере аграрных технологий по заказу области. Это позволяет ученым развиваться.

            Загонять инвесторов в науку сейчас не надо – они сами заинтересованы в новых технологиях, у нас в регионе таких проблем я не вижу. Меняется контингент руководителей, приходят управляющие нового типа, которые понимают, что без инновационного подхода, без современных технологий дальше двигаться невозможно.

 

 

            - Владимир Владимирович, какие задачи по развитию жилищного строительства в Тюменской области на следующий год? Как эта отрасль справляется с кризисом?

            - Объемы строительства мы снижать не должны. Потребность в жилье есть - очень много людей живет еще в стесненных условиях, поэтому нужны программы, которые помогут создать условия для приобретения и строительства жилья. Нужно стимулировать и строительство, и спрос на это жилье.

            Возникает еще одна проблема. Запас объектов, строительство которых начато в предыдущий период, заканчивается. Завершается ввод этого жилья, а новых площадок не так много. В 2010 году, думаю, падения еще не произойдет, а в 2011 году, если не будем проводить совместно с частными инвесторами подготовку строительных площадок, мы можем получить провал в жилищном строительстве.

            Когда начался кризис, то землей никто не интересовался, и был период полного затишья. Осенью вновь появился интерес, начали поступать заявки на новые площадки. Причем, заявляются крупные застройщики, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке. Мы знаем, если эти компании берутся строить, значит, выполнят всё, как положено. Процесс пошел, и это радует. Значит, некоторые строительные компании перестали ощущать финансовые трудности и начинают задумываться о будущем.

 

 

            - Продолжаете ли вы оказывать ли поддержку строительным компаниям в период кризиса?

            - Мы достаточно активно стимулируем как индивидуальное, так и многоэтажное жилищное строительство. Пробовали многие формы, но самый лучший стимул – подведение инженерных сетей и подготовка строительных площадок. Когда область в этом процессе участвует, строительство идет намного быстрее. На этом направлении будем и дальше концентрировать свои ресурсы.

            Подведение инженерных сетей позволило нам застраивать микрорайоны, которые раньше считались "мертвыми". Мы построили сети, и туда пошли инвесторы. Сейчас это современные, благоустроенные жилые массивы. Мы решили комплекс вопросов градостроительной политики, строительства жилья эконом-класса и увеличили предложение на рынке жилья. В сельской местности всем, кто готов взять лес на строительство собственного дома, предоставляется такая возможность и цены вполне подъемные.

            Объем вводимого жилья в области с 2001 года вырос более чем в два раза, главным образом, за счет подготовки площадок. В 2008 году из введенного в области 1 млн кв. метров жилья почти половину составило индивидуальное строительство. Столько жилья было введено за весь 2001 год, а тогда строили только многоэтажки.

            Обустройство площадок и инвестиции в сети - это почти 30% от стоимости жилья. С индивидуальных застройщиков мы ничего за это не берем, и, по сути, бюджетные вложения для них – это государственная субсидия на строительство жилья.

 

 

            - Текущий год оказался очень удачным для АПК региона, такие прорывные вещи, как в Тюменской области, сегодня не встретишь в других регионах. Считаете ли Вы результат закономерным и что позволило совершить такой рывок?

            - Этому результату способствовал весь комплекс мер, который область реализовала: и государственная поддержка, и достаточно жесткие правила игры при господдержке, и работа менеджмента.

            Мы понимали, что сельское хозяйство может стать "черной дырой" для господдержки. И поставили жесткое условие - прежде чем получить средства все руководители, главные бухгалтеры, экономисты и агрономы наших сельхозпредприятий проходили аттестацию в областном департаменте АПК. Только после этого они получали право на дотации и субсидии из регионального бюджета, либо не получали их в силу того, что были недостаточно профессиональны в том деле, которым занимались.

            Аттестация показала, кто управляет нашим АПК. Когда мы это определили, началась реализация программы интеграции хозяйств. Область стимулировала сильные хозяйства, так называемые хозяйства-интеграторы, чтобы они сливались с предприятиями, находившимися на грани развала. Тогда люди, земля, техника не оказывались брошенными. По специальной программе выделялись субсидии.

            Нужно сказать, что тратили интеграторы на покупку хозяйств и оплату накопленных ими долгов гораздо больше. Региональный бюджет компенсировал им только 30-40%. Но в итоге через три года реализации программы мы получили практически 85% рентабельно работающих сельхозпредприятий, а сегодня таких уже 90%.

 

 

            - Какие новые технологии применялись в сельском хозяйстве? Что еще предстоит сделать?

            - Чтобы добиться столь высоких результатов в АПК, пришлось произвести революцию в умах. Приходилось, например, разъяснять, что корова дает много молока только тогда, когда лежит. Если мы выгоняем скот в общественное стадо, и в течение дня он проходит десятки километров, то вечером хозяйка может получить от коровы только три литра молока. А если корове создаются комфортные условия - когда у нее много корма и она мало двигается, то можно надоить не три литра, а 15 литров за один раз.

            Конечно, чтобы получить такой уровень надоев, скот должен быть высокопродуктивным, значит, нужно работать над генетикой животных. Это стало следующим шагом, которым мы серьезно занимались не один год.

            Работа очень технологичная и интересная. Когда системно этим занимаешься, и на примере хотя бы одного хозяйства получается, то потом никого уговаривать и убеждать не нужно. Если у соседа при выполнении всех этих условий, урожайность в два раза больше или продуктивность животных возрастает в разы, то все сразу начинают перестраиваться на новые технологии. Через это надо было пройти, переломить старые подходы.

 

 

            - Владимир Владимирович, насколько будущее Тюменской области связано с реализацией проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный"?

            - Тюменская область наряду с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами участвует в реализации проекта "Урал промышленный – Урал Полярный" и входит в число учредителей одноименной корпорации.

            Представить работу по проекту без тюменских ученых очень сложно. Наши научно-исследовательские институты занимаются подготовкой всей документации по недрам Ямала и Югры. Специализированная информация хранится в институтах и кернохранилищах в Тюмени. В реализации проекта "Урал промышленный – Урал Полярный" будут участвовать ученые и разработчики тюменских НИИ, студенты тюменских вузов, нефтесервисные компании юга области. Все это позволит загрузить наши предприятия, создать дополнительные рабочие места. Именно в этом, в первую очередь, мы видим экономический эффект от реализации этого масштабного проекта.

 

 

            - Предполагается ли строительство новых перерабатывающих производств для этого проекта?

            - У нас сейчас строится крупный нефтехимический комплекс в Тобольске. Газовая составляющая этого проекта и нефтехимия, трубопроводы, так или иначе, завязаны на Тобольск и мимо Тобольского нефтехимического комплекса не пройдут. Там сейчас начинается строительство второй очереди по выпуску полипропилена, которое замедлилось из-за кризиса, с вводом третьей очереди появится производство полиэтилена. "Тобольск-Нефтехим" - это крупнейшее перерабатывающее производство, которое уже сейчас привязано к топливно-энергетическому комплексу, и будет развиваться в рамках проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный".

            Вторую очередь строит Антипинский нефтеперерабатывающий завод, который планирует в ближайшее время увеличить мощности вдвое. Предприятие без проблем будет перерабатывать сырье и в рамках мегапроекта. Машиностроительные предприятия юга области также будут задействованы в проекте. Все вместе это принесет региону немалый экономический и социальный эффект.

 

 

            - В ноябре область подписала соглашения с крупнейшими компаниями - Сбербанком, ТНК-ВР. Что дает региону это сотрудничество, в какие сферы будут направляться ресурсы, которые формируются в ходе этого сотрудничества?

            - Если мы предоставляем налоговые льготы, или оказываем господдержку отдельным инвестиционным проектам, то согласно законодательству подписываем соглашения. С ТНК-ВР область сотрудничает давно. В рамках проекта по освоению месторождений Уватской группы компания получает льготу по уплате налога на прибыль в региональный бюджет.

            В этом году мы пролонгировали наши соглашения, подписанные в 2005 году. ТНК-ВР в рамках проекта ввела в текущем году два новых месторождения углеводородов, которые обеспечили на юге области прирост по добыче в 210%. Налоговые отчисления, которые поступают в бюджет области от реализации проекта на протяжении всего периода, кратно перекрывают предоставленные льготы.

            Работа очень важная для области. Юг региона не так богат углеводородами, как северные округа. Что касается Уватских месторождений, то это нефть глубокого залегания, трудно добываемая, себестоимость барреля нефти с месторождений этой группы гораздо выше той, которая добывается в Ханты-Мансийском автономном округе. Инвестиции, которые компания вкладывает в освоение месторождений, колоссальные, плюс к тому - с нуля нужно было создавать всю инфраструктуру в районе, и это прописано в нашем договоре.

            Сегодня, когда на вертолете подлетаешь к месторождениям, глаза радуются. Видно, что применены совершенно новые подходы к обустройству, выполнены все экологические требования. Компания использует современное оборудование, технологии, которые достаточно совершенны. Уватский район очень протяженный, и большая его часть находится в непроходимой тайге. Проект дал новое дыхание краю - появились дополнительные рабочие места, налоговые отчисления в бюджет. Это самый крупный инвестиционный проект региона. За период с 2008 по 2011 г. ТНК-ВР планирует вложить в его реализацию около 350 млрд рублей, из которых более 50 млрд рублей уже освоила.

 

 

            - Какие направления планируете развивать совместно со Сбербанком?

            - На Сбербанк РФ приходится половина кредитного портфеля всей банковской системы Тюменской области, размещенного на предприятиях реального сектора экономики региона. Это очень крупный инвестор и самое крупное кредитное учреждение на юге области. Сбербанк в этом году наполнил наше соглашение конкретными цифрами. Например, они обязуются инвестировать в АПК не менее 1 млрд рублей, а малому бизнесу предоставить кредитов на сумму не меньше 500 млн рублей. Таким образом, банк обозначил для себя нижнюю границу сотрудничества, а дальше все будет зависеть от того, как бизнес и область будут взаимодействовать с банком.

            Кроме того, мы подписали отдельное соглашение по проекту создания электронной карты, который будем реализовывать с помощью Сбербанка. Рассчитываем реализовать проект за короткий промежуток времени - в течение 2010 года. Возможно, нам будет несколько проще осуществить перевод государственных услуг в электронный вид, чем другим регионам, так как самую сложную подготовительную работу мы проделали раньше. У нас создана хорошая электронная база в здравоохранении, в ЖКХ и градостроительной сфере. Сначала было много проблем, но сейчас люди осознали удобство нововведений. Кроме того, система оплаты жилищно-коммунальных услуг стала прозрачной и понятной для всех.

 

 

            - Какую часть проекта электронной карты берет на себя банк?

            - Осталось предоставить чип и создать необходимые условия для работы карты. Все это требует больших финансовых вложений, и Сбербанк берет эти обязательства на себя. То есть, либо через свои банкоматы, либо через специальные киоски населению Сбербанк обеспечит предоставление доступа к электронным услугам.

            В проекте четко просматривается пример частно-государственного партнерства. Область решает проблему предоставления государственных услуг, а банки финансируют создание инфраструктуры, которая слишком дорога для бюджета. Считаю, мы пошли по правильному пути.

            Система будет открыта для всех кредитных организаций, в нее могут войти любые банки. И они активно пойдут на это, понимая, что электронная карта удобна для людей, и никто не захочет терять клиентов. Многие банкиры, узнав о проекте, сообщили, что готовы интегрироваться в систему, чтобы повысить качество обслуживания и развивать спектр собственных услуг.

 

 

            - Ставятся ли на следующий год новые задачи в социальной сфере, в здравоохранении Тюменской области? Не планируете ли сокращать из-за кризиса расходы на эти сферы?

            - Расходы на социальную сферу и на публичные обязательства на 2010 год у нас немаленькие. В бюджете следующего года только на публичные обязательства заложено 3,7 млрд рублей. Мы будем их исполнять в запланированном объеме.

            Продолжим модернизацию здравоохранения, и работу, которую начали по повышению качества услуг, улучшению материально-технической базы медицинских учреждений. В 2010 году планируем ввести в Тюмени высокотехнологичный нейрохирургический центр. Ведем серьезное проектирование нового онкологического центра. Хотим создать его с учетом последних достижений в этой сфере, в частности, по выявлению и профилактике онкологических заболеваний. В онкологии многое зависит от того, насколько грамотно проводится диагностика заболевания. Болезнь не лечится на четвертой стадии, но на первой-второй стадии человека можно спасти. Диагностические онкологические центры широко используются в мире. В Японии такое исследование включено в программу государственных гарантий, делается бесплатно, и страна по онкологическим заболеваниям сегодня на одном из последних мест в мире.

            К сожалению, в России полноценно работающего ПЭТ-центра сегодня нет. У нас хорошие хирурги, но с тем, чтобы вовремя диагностировать болезнь и своевременно человека от нее избавить, возникают серьезные проблемы.

 

 

            - Строительство полноценного центра требует больших финансовых вложений? Планируется ли федеральная поддержка?

            - Область пойдет на эти расходы, потому что речь идет о жизни людей. Это полностью региональный проект. Федеральный бюджет серьезно вложился в нейрохирургический центр, поэтому вряд ли мы можем просить дополнительные средства. Но реализовывать проект будем. Он сможет помочь большому количеству людей - почти четырем миллионам (считая и жителей северных округов), а если получится, думаю, за помощью к нам потянутся и другие регионы.

            Тюменская область не первая двигается в этом направлении. Есть субъекты РФ, которые уже пытались создать такие центры, но в результате получилось не совсем то, какие-то промежуточные варианты. Мы хотим учесть все нюансы, чтобы не оказаться в такой ситуации.

 

 

            - Какие планы есть у региона по развитию транспортной инфраструктуры?

            - В текущем году, несмотря на кризис, мы серьезно занимались дорогами, как внутри муниципалитетов, так и между муниципалитетами. Завершили строительство дороги Вагай-Аромашево, которая связывает Тобольскую и Ишимскую трассы. Теперь автомобили из Омской области, могут напрямую – без заезда в Тюмень - выйти на северную трассу сразу под Тобольском.

            В следующем году планируем открыть дорогу Ялуторовск-Ярково, которая свяжет Курганскую, Ишимскую и Тобольскую трассы. Будут созданы хорошие условия для движения автотранспорта, кроме того "срез" пути получается около 300 км. Но если бы речь шла только о сокращении пути, мы бы еще подумали - стоит ли это делать. Вдоль трассы есть масса населенных пунктов, к которым не ведут дороги с твердым покрытием, и это еще одна важная причина, почему область будет осуществлять такие проекты.

            Кроме того, нас сегодня очень беспокоит пропускная способность мостов. Сложность Тюмени в том, что очень многие дороги "разрезаются" либо железной дорогой, либо рекой. Мосты, построенные в 70-80 годах, по своей пропускной способности давно устарели. С появлением завода "Тюменьстальмост" планируем подвергнуть часть мостов серьезной реконструкции. Для пересечения Транссибирской магистрали, как правило, нужно будет делать переезды в виде развязки. Очень дорогие проекты, но за ними будущее.

 

 

            - Владимир Владимирович, в завершение интервью расскажите, чего региону стоит ожидать от 2010 года, каким будущий год будет для Тюменской области?

            - Думаю, что 2010 год будет не хуже этого года. Режим будет примерно такой же - экономия. Падение экономики прекратилось, но ярко выраженных сигналов, что она начинает подниматься, пока тоже нет. В следующем году ситуация будет более спокойная, чем в 2009-ом, когда была неизвестность, началась безработица, с банками не все было понятно. Всего этого уже не будет, но и стремительного подъема экономики, как в 2007-2008 годах, мы еще не увидим.

            Область остается на тех позициях, на которых находится сейчас. С наполнением бюджета в следующем году проблем не вижу. Следующий год переживем спокойно и 2011 год - тоже. А вот 2012 год, когда останется всего 25% компенсации по НДПИ, будет сложнее, и если мы не сумеем перестроиться, то придется существенно сокращать инвестиционные программы.

 

            Куда следует двигаться в эти два года, думаю, мы знаем, так что трясти и лихорадить регион не будет.

 

 

Интерфакс.