Главная Рус Eng

Вологодская область
Страница региона
Проектов:9
Инвесторов:3
Презентаций:6
    Компании региона
Кувшинников Олег Александрович

Бюджетное послание Губернатора области на сессии Законодательного Собрания области 30 октября 2013 года


Уважаемые коллеги!

Правительство области завершило работу над проектом бюджета предстоящего трехлетия. И сегодня я обозначу его стартовые параметры, а также основные принципы, которыми мы руководствовались при его формировании.

Безусловно, мы учитывали те тенденции, которые наблюдаются сегодня в мировой и российской экономике.

Владимир Путин на инвестиционном форуме «Россия зовет!» в октябре текущего года отметил, что «текущие риски более-менее взяты под контроль, однако надежды на быстрое выздоровление глобальной экономики, если они у кого-то и были, не оправдываются».

Действительно, развитие мировой экономики в последние годы характеризовалось снижением динамики: с 5,2% в 2010 году до 2,9 % по предварительному прогнозу в 2013 . Ожидается, что замедление темпов роста продолжится и в следующем году.

Это общемировая тенденция, которая не обошла стороной и нашу страну. Как вы знаете, Министерство экономического развития России в течение полугода уже трижды пересмотрело свой прогноз на 2014-2016 годы в сторону снижения. По их оценке, в 2013 году прирост ВВП составит 1,8%.

Стагнация экономики России происходит в условиях наращивания внутреннего государственного долга субъектов Российской Федерации. Его объем за первые девять месяцев этого года увеличился на 56,1 млрд. рублей - до 1 трлн. 407,5 млрд. рублей. Среди регионов наибольшими темпами увеличивали задолженность Приморский край - в 4,3 раза, или на 1 млрд. 500 млн. рублей, Чукотская АО - в 2,6 раза, или на 8 млрд. рублей и Владимирская область - в 2,1 раза, или на 1 млрд. 900 млн. рублей.

Наибольший объем увеличения регионального долга по абсолютной величине у Краснодарского края - на 16 млрд. рублей или 21,7% и Красноярского края - на 15 млрд. 800 млн. рублей.

В целом задолженность увеличили 45 субъектов Российской Федерации!

Хочу отметить, что благодаря нашей с вами совместной работе, взвешенным решениям, в этот период нам удалось не только не нарастить государственный долг региона, но и сократить его на 5% или на 1,5 млрд. рублей!

Но! Вологодская область не оторвана от макроэкономических процессов.

Да, 2012 год давал нам повод для осторожных, но все же положительных прогнозов. Благодаря антикризисной программе мы получили девятипроцентный рост доходов. Удалось остановить рост расходов и, даже, снизить их по сравнению с предыдущим 2011 годом (на 2,4 млрд. рублей). Дефицит областного бюджета сократился вдвое против планового и втрое против уровня предыдущего года.

В первом полугодии текущего года мы стабильно исполняли принятые на себя обязательства. Налоговая задолженность во все уровни бюджета снизилась до докризисного уровня с 6 млрд. 200 млн. рублей до 4 млрд. 700 млн. рублей.

Однако, в связи с тем, что бюджетный кризис, с которым мы с вами столкнулись в начале 2012 года, усугубился замедлением темпов развития экономики, сегодня мы имеем ряд негативных тенденций.

Нам пришлось скорректировать показатели прогнозов, которые мы заложили в конце 2012 года в сторону понижения. По прибыли прибыльных организаций до налогообложения - с 28 млрд. рублей до 17 млрд. рублей; по объему инвестиций в основной капитал - со 114 млрд. 700 млн. рублей до 107 млрд. 500 млн. рублей; по фонду заработной платы - со 144 млрд. 900 млн. рублей до 137 млрд. 100 млн. рублей.

Такие уточнения макроэкономических прогнозов снизили и доходную часть бюджета 2013 - 2015 годов на 13 млрд. рублей. А в текущем году область недосчитается 4 млрд. рублей доходов!

Для того, чтобы сбалансировать бюджет и обеспечить все наши публичные обязательства, мы вынуждены привлекать дополнительные источники - бюджетные и банковские кредиты (для покрытия дефицита бюджета и для рефинансирования кредита), обращаться за помощью в федеральный бюджет. 

Так, в этом году мы получили 1 млрд. 600 млн. рублей дотаций и 1 млрд. рублей бюджетного кредита, в ближайшее время получим еще 700 млн. рублей дотаций из федерального бюджета.

Но, закрывая разрыв между доходными источниками и расходными обязательствами всеми возможными способами, мы идем на рост государственного долга области. По нашим прогнозам на конец года он увеличится на 3 млрд. 300 млн. рублей.

Негативной тенденцией является и то, что в совокупности собственных доходов сокращается доля налога на прибыль. Если остальные доходные источники выросли в 1,6 раз, то поступления налога на прибыль сократились в 4 раза! Сейчас небольшие поступления от налога на прибыль от ведущих отраслей экономики нашего региона, в будущем вообще стремятся к нулю!

В таких условиях мы формировали областной бюджет на предстоящую трехлетку. И, безусловно, учитывали те реалии, в которых мы сегодня находимся. 

Итак, доходы областного бюджета в будущем году составят 40 млрд. 900 млн. рублей, расходы - 44 млрд. 100 млн. рублей. В итоге дефицит бюджета - это 3 млрд. 200 млн. рублей, или - 9,6 % к собственным доходам.

40 млрд. 900 млн. рублей - это не только наши собственные доходы. Здесь учтен и объём дотаций, который мы получим из федерального бюджета.

На последней встрече в Министерстве финансов России нам удалось достичь договоренностей о том, что и в следующем году на выравнивание бюджетной обеспеченности область получит 1,5 млрд. рублей, на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета - 1 млрд. 100 млн. рублей. Всего - 2 млрд. 600 млн. рублей! Для нас это не только большая сумма, но и результат нашей планомерной работы с федеральным центром. Хочу здесь отметить, что благодаря нашей активной позиции только за 2012 и 2013 годы мы привлекли 19 млрд. 200 млн. рублей федеральных средств, а также получили бюджетных кредитов на сумму 3 млрд. 500 рублей!

В тех условиях, в которых мы оказались, в условиях падения бюджетообразующих показателей, залогом сохранения устойчивости бюджетной системы является кардинальное повышение эффективности бюджетной политики.

Достижение этого возможно только за счет за счёт реализации внутренних резервов, минимизации бюджетных рисков, оптимизации расходов и повышения результативности бюджетных расходов.

Итак, план наших действий!

Первое. Наши усилия сосредоточены на укреплении экономики и, как следствие, доходной базы бюджета.

Мы продолжаем формировать и развивать «новую экономику» Вологодской области, основанную на диверсификации, модернизации, создании производств с высокой добавленной стоимостью. Мы понимаем, что это увеличит темпы социально-экономического развития области в долгосрочной перспективе.

В качестве основных факторов, определяющих рост ВРП, как агрегированного показателя, характеризующего развитие экономики, мы видим: внутренний спрос, внешний спрос, и инвестиции.

Опыт показывает, что пристальное внимание, особенно в кризисные периоды, надо уделять внутреннему спросу. Наша задача сократить объем ввозимых товаров и обеспечивать потребности области, прежде всего, за счет усилий наших собственных производителей. Я беру под личный контроль создание и реализацию региональных программ по импортозамещению, а также развитию бизнес-кооперации между крупным и малым бизнесом.

Другой важный компонент развития экономики - поддержка экспортной деятельности.

Экспорт позволяет нашим производителям расширить рынки сбыта, увеличить собственную доходность и, как следствие, поступления в бюджет. Сегодня мы реализуем идеи о создании центра поддержки и программы по содействию экспорту предприятий малого и среднего бизнеса области.

Будет уделено внимание сфере торговли, оказывающей большое влияние на другие отрасли, работающие по всей цепи товародвижения, включая закупщиков, дистрибьюторов и производителей.

Мы планируем продолжать поддержку субъектов малого предпринимательства, доказавшего в последние годы свою эффективность. При этом акцент смещается на поддержку предприятий производственного сектора, на компании, которые вкладывают средства в модернизацию производства.

Так же, мы делаем акцент на развитии инвестиционной активности области.

В последние годы область постоянно увеличивала объемы инвестиций в основной капитал. За период 2010 - 2012 годы объем инвестиций в основной капитал, осуществленных в регионе, вырос в 2 раза. По объему инвестиций в расчете на душу населения Вологодская область занимает 13 место среди регионов Российской Федерации по данному показателю. Доля инвестиций в ВРП в 2012 году достигла 42%, что превышает значение целевого показателя в 25%, установленного на федеральном уровне для субъектов Федерации.

Мы продолжаем активно сотрудничать с инвесторами. И у нас есть четкая перспектива дальнейшего роста инвестиционной активности. Инвестиционные проекты охватывают все отрасли: как традиционные, так и альтернативные.

В 2013 году ожидается некоторый спад притока инвестиций, связанный, прежде всего, с постепенным завершением инфраструктурных проектов. Однако, в связи со стартом в ближайшей перспективе ряда крупных проектов в 2014 году мы прогнозируем прирост инвестиций в основной капитал по сравнению с 2013 годом на 4% и долю инвестиций в ВРП на уровне 28%, что будет выше общероссийского показателя.

Сопровождение ключевых инвестиционных проектов осуществляет Корпорация развития области.

В регионе модернизирована линейка инструментов государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, включающая государственные гарантии, залоговое обеспечение, инвестиционный налоговый кредит. При этом каждый инвестиционный проект будет оцениваться на предмет эффективности предоставления форм поддержки, а проведение постоянного мониторинга хода реализации инвестиционного проекта и достижения заявленных показателей позволит исключить неэффективные инвестиционные проекты (с низкой экономической эффективностью или отрицательной бюджетной эффективностью).

Мы стараемся не нарушать баланс между социальными расходами и вложениями в экономический рост. Даже несмотря на сложный бюджет мы не допускаем существенного сокращения вложений в развитие ведущих отраслей экономики области. 

Приведу только несколько примеров. Мы предлагаем:

сохранить поддержку сельхозтоваропроизводителей в 2014 году на уровне 2013 года в объеме 1 млрд. рублей;

для восстановления и развития дорожной сети, как основы инфраструктуры, региональный дорожный фонд сформировать в объеме более 4 млрд. рублей ежегодно;

на продолжение мероприятий по ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда направить 960 млн. рублей;

не распылять ресурсы на капитальное строительство, сконцентрировав их на объектах высокой степени готовности, не превращая их в многолетние долгострои. На эти цели мы направляем более 1 млрд. рублей.

Второе. Основой развития области должна стать финансовая самостоятельность муниципальных районов региона.

Мы продолжаем политику замены дотаций нормативами отчислений НДФЛ.

Выбранный нами подход не только позволяет становиться местным бюджетам бездотационными, но и дает стимул развиваться. Ведь главным налогом в структуре собственных доходов местных бюджетов становится НДФЛ, который напрямую зависит от уровня развития экономики на местах. А дополнительно полученные доходы главы могут направить на решение наиболее значимых для муниципалитета вопросов.

Кроме того, с целью расширения управленческой самостоятельности глав района и, следовательно, их ответственности за комплексное развитие территорий муниципальных районов мы передадим полномочия выравнивания бюджетной обеспеченности в поселениях на районный уровень.

Надеюсь, что принятые решения дадут новый импульс развитию экономического потенциала наших территорий.

В отношении налогообложения малого бизнеса мы продолжим политику выравнивания налоговой нагрузки (К-2) по уровню экономического развития муниципальных территорий. Это будет объективным показателем реализации внутренних резервов в наполнении местных бюджетов.

Говоря о межбюджетных отношениях, не могу не остановиться на вопросе, который сегодня беспокоит многих. Это отмена дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты. Мера вынужденная и обоснованная.

Областной бюджет все эти годы несёт риски потерь налога на прибыль, накопил огромный государственный долг и взял всё бремя обязательств по указам Президента Российской Федерации. Мы проводим постоянный мониторинг баланса доходных источников и расходных обязательств, и сегодня видим, что если мы оставим ситуацию на прежнем уровне, существенно возрастают риски неисполнения указов Президента Российской Федерации. А этого допустить нельзя!

Если говорить в целом, доходная база местных бюджетов не только не снизится, но за счет замены дотаций нормативами отчислений НДФЛ и безвозмездных поступлений из областного бюджета и, увеличится в 2014 году с 14 млрд. 700 млн. рублей до 15 млрд.100 млн. рублей!

Следующим направлением нашей работы является мобилизация доходов. 

В первую очередь идет речь о повышении дисциплины по платежам в бюджет. Это действительно серьезный резерв для пополнения государственной казны и мы давно работаем в этом направлении в рамках межведомственных групп. У нас есть успехи, но нам есть к чему стремится!

К следующему году ни один неплательщик не должен остаться без внимания. Это касается как юридических, так и физических лиц. В межведомственной координации должны быть решены все вопросы укрепления налоговой дисциплины. Резерв оценивается в 500 млн. рублей.

Также необходимо усилить работу с налоговыми агентами по своевременному перечислению НДФЛ в бюджет. Цена вопроса ещё 1 млрд. 400 млн. руб.

Вывод зарплат из тени, легализация объектов налогообложения - это ещё 400 млн. руб. дополнительных поступлений в бюджет.

Хочу отметить, что этот вопрос отдельно был поднят на заседании Госсовета, который состоялся 4 октября 2013 года. Было отмечено, что «стало общей проблемой, когда налог у работников удерживается, но в бюджет не перечисляется». По сути, коммерческая организация получает бюджетный кредит по ставке рефинансирования Центробанка России. Именно поэтому по итогам заседания Госсовета Президентом России было дано поручение представить предложения «по повышению ответственности работодателей за нарушение законодательства Российской Федерации в части, касающейся оплаты труда и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за нарушение сроков перечисления налога на доходы физических лиц».

Дополнительной возможностью мобилизации доходов является повышение эффективности программы приватизации государственного и муниципального имущества. Всё, что имеет низкую эффективность использования, ниже или сопоставимо с затратами на содержание должно найти нового эффективного собственника. Необходимо сократить путь от возврата неэффективного имущества в казну до его продажи или списания.

Говоря о бюджете, нельзя не остановиться на его расходной части. 

Бюджет Вологодской области, даже, несмотря на все сложности, остается «бюджетом с человеческим лицом». Он максимально ориентирован на социальные нужды населения. Отмечу, что мы увеличиваем объем средств, направляемых на социальные расходы,в среднем на 10 % к уровню предыдущего года. В целом их доля составит около 70% областного бюджета. Так в следующем году:

на образование планируется направить 12 млрд. 400 млн. рублей;

на здравоохранение - 7 млрд. 8 млн. рублей, а со средствами фонда обязательного медицинского страхования 13 млрд.100 млн. рублей;

на социальную политику - 10 млрд. рублей.

Что касается реализации майских указов, то в 2014 году нам необходимо предусмотреть в областном бюджете 8 млрд. 700 млн. рублей. На сегодняшний день в проекте бюджета предусмотрено 5 млрд. 400 млн. рублей, следовательно, недостаток средств составит 3 млрд. 200 млн. рублей.

Недостаток этих средств был и в этом году. Но прилагая максимальные усилия, мы повышаем заработную плату в бюджетной сфере. Как отметил министр финансов России Антон Силуанов «повышение оплаты труда в бюджетной сфере должно сопровождаться повышением объема и качества услуг, производительности труда, выявлением внутренних резервов, за счет которых должно быть изыскано не менее 30% необходимых финансовых ресурсов». Полностью согласен с этим подходом. И эта задача поставлена перед каждой отраслью!

В связи с этим будет продолжена работа:

1) по реорганизации учреждений, ориентированных на оказание преимущественно платных услуг, а также учреждений, деятельность которых не соответствует полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) по передаче отдельных учреждений культуры, образования, физической культуры и спорта на муниципальный уровень;

3) по передаче выполнения отдельных работ и услуг, выполняемых учреждениями, на аутсорсинг (высвобождаемые при этом средства могут оставаться в соответствующих отраслях и направляться на финансирование мероприятий по развитию отраслей и решение приоритетных задач).

Безусловно, требования по максимальной отдаче направляемых средств коснется не только бюджетных учреждений, но и государственных органов.

Мы продолжим работу по оптимизации структуры органов исполнительной власти области. Хочу отметить, что задачу, которую я ставил в 2012 году по сокращению количества органов исполнительной государственной власти области (а их количество сокращено с 51 до 38) и штатной численности государственных служащих (сокращение составило около 1000 штатных единиц), уже практически удалось решить. Но мы на этом не останавливаемся!

Мы продолжим укрупнение органов исполнительной государственной власти области и, следовательно, сокращение их количества;

Будем передавать казенным учреждениям функции органов исполнительной государственной власти области с сокращением штатной численности последних;

А также дальше продолжать сокращение штатных единиц, имеющих статус «государственный служащий».

Считаю, что аналогичные мероприятия должны быть проведены и на муниципальном уровне!

Важным направлением в оптимизации расходов бюджета являются государственные и муниципальные закупки, которые позволяют ежегодно сократить расходы консолидированного бюджета области более чем на миллиард рублей. За 2012 год сумма экономии составила 1 млрд. 200 млн. руб., в том числе по государственным закупкам - 483,7 млн. руб. 

Экономию от конкурентных закупок мы используем как антикризисный инструмент. Перераспределяя эти средства, мы направляем их на неотложные государственные нужды области, в том числе на покрытие бюджетного дефицита.

За 9 месяцев 2013 года государственными и муниципальными заказчиками сэкономлено 765 млн. рублей, по году ожидаем - 980 млн. рублей сэкономленных средств. На увеличение экономии от закупок оказали влияние работы, проведённые в 2013 году по укрупнению однотипных государственных закупок. Итогом совместных торгов стало увеличение объемов закупки и, соответственно, увеличение уровня конкуренции на торгах.

В продолжение этого направления, мы начали работу по формированию региональной системы ценообразования путем создания открытого Реестра цен на закупаемые товары. В результате получим экономию денежных средств ещё на этапе планирования закупки.

Также, перспективным считаю создание «Электронного магазина» - региональной площадки по проведению электронных закупок малых объемов. Результатом будет заключение госконтрактов с единственным поставщиком, но выбранным на конкурентной основе, что также приведёт к снижению бюджетных расходов.

Подводя итог своего выступления, хочу сказать, что представленный вашему вниманию бюджет имеет кардинально иной принцип построения. Он сформирован на программной основе. Объем расходов, распределенный по программно-целевому методу, в 2014 году составит более 85 % от общей суммы расходов.

Считаю, что государственные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование, а также основным направлением повышения эффективности и оптимизации бюджетных расходов. А достижение целевых показателей, заложенных в основу программ, должно стать индикаторами нашей работы, работы органов власти на благо вологжан!

Хочу акцентировать внимание на то, что теперь каждый житель области может посмотреть, как и на что тратятся народные средства - средства областного бюджета. Уже в этом году мы начинаем публикацию открытого бюджета, где в доступной и понятной форме мы будем информировать о достигнутых результатах и планируемых показателях расходования бюджетных средств.

Уважаемые депутаты!

Несмотря на трудности, мы сформировали социально-ориентированный бюджет, наметили реальные шаги по выполнению обязательств, и с оптимизмом смотрим в будущее.

Уверен, что действуя вместе с вами и работая единой командой, мы достигнем поставленных целей.

Благодарю за внимание!