Главная Рус Eng

    Компании
12 июля 2019
Реализация проекта оценки регулирующего воздействия (ОРВ) набирает обороты

Реализация процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов (НПА) и экспертизы нормативных правовых актов со стороны Торгово-промышленной палаты России набирает обороты.

В 2019 году достигнута договоренность о дальнейшем развитии проекта ОРВ в рамках сотрудничества между ТПП РФ и Минэкономразвития России. Так, проведение конкурса «ОРВ: лучшие практики торгово-промышленных палат России - 2019» планируется осуществить при поддержке Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России. В конкурсе предполагается введение отдельной номинации «Вклад в историю успеха федерального уровня», учрежденной Департаментом ОРВ Минэкономразвития России.
Мы ожидаем увеличение числа участников данного российского проекта ТПП РФ. В конкурсе по лучшим практикам ОРВ в 2018 году приняла участие 21 территориальная палата. В 2019 году к проекту ОРВ в рамках системы ТПП РФ уже подключилось еще 19 палат, а значит, география конкурса значительно расширится.
На сегодняшний день ТПП РФ подведены итоги работы по проекту ОРВ в первом полугодии 2019 года, которые представлены в формате «Дайджест ОРВ» (лучшие практики с участием экспертов системы ТПП РФ). Всего экспертами ТПП РФ в первом полугодии 2019 года было рассмотрено 1 068 проектов нормативных правовых актов федерального уровня, из которых в адрес разработчиков направлено 161 замечание.
Проводимая экспертным сообществом ТПП РФ работа позволила координатору проекта ОРВ, которым выступает Минэкономразвития России, при рассмотрении многих законопроектов значительно снизить административную нагрузку на бизнес.
Если брать статистику, то экспертами ТПП РФ в первом полугодии 2019 года были подготовлены замечания и предложения, во-первых, по видам НПА:

65 - по проектам федеральных законов;
48 - по проектам постановлений Правительства Российской Федерации;
45 - по проектам ведомственных актов (в том числе 5 санитарно-эпидемиологических правил);
3 - по проектам решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Во вторых, по различным разработчикам проектов:

31 - Минфин России;
25 - Минэкономразвития России;
16 - Минсельхоз России;
13 - Минтранс России.

По остальным 76 разработчикам подготовлено менее 13 предложений.
Из общего объема экспертных предложений, направленных ТПП РФ, 51 было учтено, 110 замечаний на сегодняшний день находятся в проработке. Особенного внимания заслуживают наиболее яркие и значимые предложения, которые уже были приняты разработчиками.
Так, на основе предложений ТПП РФ, Минэкономразвития России подготовило отрицательное заключение об ОРВ на проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы)».
Существенное замечание экспертов ТПП РФ касалось положений законопроекта относительно реализации ряда товаров, подлежащих маркировке (шины, пальто, парфюмерия и прочее). Согласно законопроекту, предприниматели, которые сейчас применяют патентную систему или единый налог на вмененный доход, должны будут перейти на упрощенную систему налогообложения или общий режим налогообложения.
Введение подобных поправок может привести к уходу предпринимателей «в тень» и сокращению бюджетных поступлений, так как в настоящее время отсутствуют препятствия по реализации товаров, подлежащих маркировке, указанными категориями налогоплательщиков. В этой связи эксперты ТПП РФ предложили поправки в статьи 346.27 и 346.43 из текста законопроекта исключить.
В заключениях Минэкономразвития России об ОРВ по данному законопроекту, как и по другим проектам, рассмотренным экспертами ТПП РФ, были процитированы данные замечания и предложения для дальнейшего учета со стороны разработчиков.
Хочется отметить, что институт ОРВ стал неотъемлемой частью российского законодательного процесса. Благодаря внедрению оценки регулирующего воздействия бизнес и экспертное сообщество имеют возможность прямого влияния на законотворческий процесс. Институт ОРВ позволяет значительно поднять уровень и качество подготовки нормативных правовых актов, проработать и рассмотреть все нюансы законопроектов с учетом мнений отраслевых и профильных экспертов.
На сегодняшний день в работу по ОРВ вовлечена вся система ТПП России, в том числе территориальные торгово-промышленные палаты, отраслевые ассоциации и объединения предпринимателей, комитеты и советы ТПП РФ - широкое предпринимательское сообщество, которое напрямую заинтересовано в обсуждении и внесении собственных предложений в предлагаемые законодательные инициативы. Процедура ОРВ реализуется через систему ТПП РФ, включающую в себя 180 территориальных палат, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В наших дальнейших планах - развитие института ОРВ с привлечением все большего числа экспертов по самым разным направлениям предпринимательской деятельности. Торгово-промышленная палата России обладает уникальным высокопрофессиональным экспертным потенциалом, который необходимо и в дальнейшем активно привлекать для решения задач государственного масштаба.


ТПП РФ

 

<<<